kyte2_ Sarah SilbigerGetty Images_climate protest Sarah Silbiger/Getty Images

Красный уровень климатической угрозы

ВАШИНГТОН – В чрезвычайной ситуации органы власти и население начинают следовать специальным процедурам действий. И каждый выражает готовность помочь.

Сегодня в мире чрезвычайная климатическая ситуация. На Саммите ООН по климатическим мерам, который пройдёт в Нью-Йорке 23 сентября, ведущие представители правительств, финансов, бизнеса и гражданского общества должны продемонстрировать намного более высокие амбиции в борьбе с глобальным потеплением, чем это было до сих пор. А ключом к этой активизации усилий станет ускорение перехода к чистой энергетике.

Учёные предупреждали нас о переломных моментах в состоянии климата, но мы преодолеваем их так, будто смотрим из окна поезда на верстовые столбы. Арктика в огне, засухи становятся более суровыми, нарушается ритм посевных сезонов, растут объёмы выбросов парниковых газов.

Да, мир реагирует на этот кризис. Каждый день новые технологические прорывы в транспорте, промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и землепользовании доказывают, что у нас есть возможность отказаться от углерода. Финансовый сектор также начинает осознавать климатические риски и свою ответственность за их устранение. Например, крупные инвесторы, которые присоединились к инициативе Climate Action 100+, теперь задают более жёсткие и конкретные вопросы к компаниям, входящим в их инвестпортфели. Агентство кредитных рейтингов Moody’s приобрело фирмы, чьи детальные модели позволяют спрогнозировать физические риски для активов в различных климатических сценариях. И всё большее число центральных банков начинают учитывать необходимость достижения целей, установленных в Парижском климатическом соглашении 2015 года.

Но, как неоднократно заявлял генеральный секретарь ООН Антону Гутерреш, нынешняя глобальная реакция на этот кризис недостаточна. Когда весной 2017 года Гутерреш впервые призвал провести предстоящий климатический саммит, существовало опасение, что внимание мира к этой проблеме может ослабнуть, а апатичное политическое руководство отдельных стран будет не в состоянии дать необходимый ответ на всё более суровые последствия изменения климата.

Однако с тех пор этот саммит приобрёл ещё большую важность. В октябре 2018 года был опубликован доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), в котором делался вывод, что у мира есть всего 12 лет на то, чтобы изменить траекторию изменения объёмов выбросов углекислого газа и не допустить потепления в этом веке выше 1,5°C относительно доиндустриальных уровней. Такая задача поставлена в Парижском соглашении. Гражданское общество, а особенно молодёжь, требует ответов и более активных действий для выполнения этой задачи.

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
PS_Sales_Holiday2024_1333x1000

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week

At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.

Subscribe Now

Именно поэтому Гутерреш прямо попросил лидеров правительств приехать на саммит с конкретными планами, а не с пустыми речами. Он бросил перчатку экономически крупнейшим странам мира: скажите нам, когда вы перестанете использовать уголь, покончите с ущербным субсидированием ископаемого топлива, перейдёте от налогов на доходы к налогам на загрязнение окружающей среды. Вот те решения, которые станут мотором необходимых миру преобразований.

В основе этой трансформации – энергетический переход, который, хотя и начался, осуществляется слишком медленно или даже вообще остановился во многих регионах мира. Критически важно повысить амбициозность усилий поставщиков энергоресурсов и крупнейших конечных потребителей, а также обеспечить доступ к недорогим и надёжным услугам чистой энергетики всем, кто в них нуждается. Кроме того, необходима серьёзная реформа методов финансирования этого перехода.

Обнадёживает, что на саммите 23 сентября будет сразу несколько способов подчеркнуть эти повышенные амбиции.

Начать с того, что сейчас возникает новый клуб лидеров, задающих ориентиры для остальных и готовых показать, как повышение энергоэффективности зачастую оказывается наиболее экономичным способом сокращения выбросов CO2 и помогает также улучшить качество воздуха. Занявшись ускоренным повышением энергоэффективности с целью активизации борьбы с изменением климата и достижения «Целей устойчивого развития» ООН, эти страны получат доступ к данным, технической помощи и консультациям – в том числе от частного сектора. Это поможет властям выбирать наиболее эффективные и подходящие стратегии быстрых действий в сфере строительства, транспорта и бытовых приборов.

Кроме того, во время знойного северного лета 2019 года появилась коалиция за устойчивое охлаждение. Власти обязались разработать национальные планы, которые позволят гарантировать доступ к охлаждению для всех, в том числе для людей с низкими доходами и наиболее уязвимых, причём сверхэффективным образом и без применения супер-загрязнителей.

Ещё один приоритет – сделать более эффективным поиск инвесторами проектов в сфере чистой энергетики. В рамках программ помощи развитию и климатического финансирования богатые страны уже давно выделяют ресурсы на поддержку подобных проектов в развивающихся странах. Но уже одно только количество этих программ и их сложность могут препятствовать их использованию. Операторы проектов и государственные чиновники жалуются, что к ним не поступает финансирование, а тем временем инвесторы с трудом находят подходящие для них проекты. Такого рода затруднения должны сгладить платформы «чистых» инвестиций.

Возобновляемая энергетика всё чаще оказывается более конкурентоспособной, чем угольная, но отчаянно нужны мощности для хранения электроэнергии, если мы хотим, быстро сделать возобновляемые источники энергии надёжной частью энергосистем развивающихся стран. Воодушевляет то, что государственные и частные партнёры объединяют усилия для расширения систем аккумулирования электроэнергии, особенно в Африке.

От того, как именно промышленность и транспорт будут потреблять энергию в предстоящее десятилетие, критически зависит реализация наших надежд на достижение целей Парижского соглашения. Многие отрасли разрабатывают всё более амбициозные планы борьбы с изменением климата. Кроме того, революция электротранспорта должна распространиться на транспортировку товаров, авиацию и морские грузоперевозки.

И здесь есть яркий момент – укрепление сотрудничества в производственных цепочках морского транспорта, которое позволит вдохнуть жизнь в достигнутые с таким трудом соглашения в рамках Международной морской организации (IMO). Страны, подобные Дании, возглавляют эту работу, нацеленную на проектирование судов с нулевыми объёмами выбросов, которые должны стать основой глобальной углеродно-нейтральной экономики. Многие судостроители, судовладельцы, топливные компании, порты и транснациональные компании уже поставили перед собой цели по снижению выбросов, основанные на научных данных. Кроме того, предпринимаются действия, направленные на выработку глобальных правил ответственного финансирования в морских грузоперевозках в соответствии с «Принципами Посейдона».

Гуру менеджмента Том Питерс сказал однажды, что «лидеры создают не последователей, а новых лидеров». Для достижения поставленных климатических целей миру срочно нужны новые, вдохновляющие ролевые модели. Мы узнаем, кто ими станет, в Нью-Йорке 23 сентября.

https://prosyn.org/KSAvH1Kru