climate change smoke stacks Lukas Schulze/Getty Images

Сосредоточить внимание СОР28 на климатическом кризисе в здравоохранении

ЛОНДОН – Мы сохраняем зависимость от ископаемых видов топлива, и это вредит нашему здоровью и повышает глобальные температуры до рекордных уровней. Взаимосвязанные климатические бедствия последних лет (экстремальные погодные явления, дефицит продовольствия и воды, ухудшение ситуации с загрязнением воздуха) стали прямым результатом выбросов парниковых газов. Но те негативные последствия, с которыми мы сталкиваемся сегодня, могут быть лишь увертюрой к катастрофам, которые ждут нас впереди.

Таков ключевой вывод в новом выпуске доклада Lancet Countdown об изменении климата и здравоохранении, авторами которого является группа ведущих медиков и климатологов под моим руководством. Нет сомнений, что этот мрачный вывод не станет сюрпризом для миллионов людей и их семей, которые уже страдают от проблем со здоровьем из-за изменения климата. Прямо или косвенно этот кризис негативно влияет почти на всех нас, где бы мы ни жили.

Поскольку ситуация с изменением климата ухудшилась, его влияние на наше физическое и психическое здоровье перестало быть гипотетическим. Как выяснилось в ходе нашего исследования, повышение частоты засух и периодов жары в последние несколько лет (по сравнению с 1981-2010 годами) увеличило количество людей, страдавших от умеренного или острого дефицита продовольствия в 2021 году, на 127 млн человек. Тем временем загрязнение атмосферного воздуха продуктами сжигания грязного топлива уносит ежегодно 1,9 млн жизней, а инфекционные заболевания, например, лихорадка денге, распространяются в новые регионы.

Однако, несмотря на 27 лет ежегодных переговоров об изменении климата, мировые лидеры до сих пор отказываются признать срочную необходимость постепенного отказа от ископаемого топлива. Вопреки неопровержимым доказательствам, что сжигание ископаемого топлива является главной причиной нынешнего кризиса в здравоохранении, проект заявления об изменении климата и здоровье населения, которое, как предполагается, будет опубликовано в ходе предстоящей Конференции ООН по изменению климата (СОР28) в Дубае, не содержит никаких упоминаний этой проблемы.

Учитывая, что многие страны и компании отступают от данных ранее климатических обязательств, мир сейчас движется в неправильном направлении. С нынешними темпами выбросов парниковых газов мы движемся к повышению глобальной температуры почти на 3° по Цельсию к 2100 году, а это намного выше целевого уровня 1,5°C, утверждённого в Парижском климатическом соглашении 2015 года.

Последствия могут оказаться катастрофическими. Даже если повышение средней глобальной температуры составит чуть менее 2°C, ежегодная смертность из-за жары, согласно прогнозам, увеличится на 370% к середине века. Наиболее уязвимые группы населения (престарелые и дети) сегодня в два раза чаще подвергаются периодам сильной жары, чем 30 лет назад. А поскольку периоды сильной жары учащаются, количество людей, страдающих от умеренного и острого дефицита продовольствия, может увеличиться к середине века примерно на 525 млн человек.

SUMMER SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions
PS_Sales_Summer_1333x1000_V1

SUMMER SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions

Subscribe now to gain greater access to Project Syndicate – including every commentary and our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – starting at just $49.99

Subscribe Now

Помимо этих прямых последствий, климатический кризис подрывает благосостояние людей и ухудшает социально-экономические условия, необходимые для жизни здорового населения. В 2022 году периоды экстремальной жары привели к потере 490 млрд рабочих часов во всём мире. Даже если мы сумеем ограничить глобальное потепление уровнем чуть ниже 2°C, потери рабочих часов из-за жары, согласно прогнозам, увеличатся на 50%.

Следует подчеркнуть, что эти последствия распределяются неравномерно. Регионы, которые в наименьшей степени способствовали изменению климата (Африка, Южная и Центральная Америка, Азия и малые островные развивающиеся государства), зачастую несут основное бремя рисков для здоровья, связанных с климатом.

Учитывая неотложность угрозы, с которой мы столкнулись, нынешние темпы глобальных усилий по сокращению выбросов парниковых газов явно недостаточны: они сильно отстают от целей, поставленных в Парижском соглашении. В 2022 году выбросы парниковых газов при производстве электроэнергии достигли исторического максимума, а на долю возобновляемых источников энергии до сих пор приходится лишь 9,5% производимой в мире электроэнергии. Домохозяйства по всему миру по-прежнему полагаются на грязные виды топлива. В климатически наиболее уязвимых странах мира население на 92% зависит от загрязняющих видов топлива, что подвергает жителей воздействию токсичного воздуха внутри их собственных домов.

Хотя у властей есть искушение бороться с этим кризисом постепенно, недостаточно решать поэтапно одну проблему за другой или фокусировать внимание лишь на мерах адаптации. Без существенного сокращения выбросов парниковых газов меры адаптации будет бесполезны. С вызванным изменением климата кризисом в сфере здравоохранения невозможно справиться без срочного отказа от ископаемых видов топлива. Сосредоточив внимание на климатической политике, которая улучшит здоровье и благополучие населения, правительства смогут предотвратить преждевременную смертность, повысить устойчивость населения, укрепить рабочую силу, подтолкнуть рост экономики.

Как можно этого достичь? В нашем докладе предлагаются 11 конкретных мер на пяти приоритетных направлениях. Первое и самое главное: для того, чтобы климатические угрозы оставались в пределах способностей наших систем здравоохранения к адаптации, мы должны сократить выбросы парниковых газов в соответствии с Парижским соглашением. Для этого нужны согласованные усилия по постепенному отказу от ископаемого топлива путём справедливого энергетического перехода, который смягчит последствия загрязнения воздуха для здоровья населения и расширит доступ к чистым, возобновляемым источникам энергии, особенно в тех регионах мира, в которых энергетическая бедность остаётся серьёзной проблемой.

Одновременно мы должны активизировать работу по адаптации к изменению климата, чтобы защитить сообщества, которые уже страдают от последствий этого изменения для их здоровья. Для этого нужно расширять сотрудничество между системами здравоохранения, экологическими организациями и метеорологическими службами. Кроме того, полностью прекратив субсидирование, кредитование и инвестиции в ископаемое топливо, мы сможем создать пространство для климатического финансирования и для распределения ресурсов в пользу усилий по климатической адаптации в странах повышенного риска.

Сектор здравоохранения должен стать лидером этого перехода. Активизация мер адаптации в сфере здравоохранения критически важна для того, чтобы наши системы здравоохранения смогли защитить нас в условиях эскалации сбоев, вызванных изменением климата. Не менее важно предпринимать меры, защищающие здоровье населения: сокращать уровень загрязнения воздуха, пропагандировать переход к более здоровому, низкоуглеродному питанию, поощрять активный образ жизни, следить за соблюдением норм регулирования отраслями, загрязняющими природу. На долю собственно здравоохранения приходится 4,6% глобальных выбросов парниковых газов, и этот сектор оказывает влияет примерно на 11% мировой экономики, поэтому он может напрямую сыграть значительную в глобальной декарбонизации.

Конференция СОР28 – это проверка готовности мировых лидеров бороться с этим кризисом. Подлинное внимание к здоровью населения могло бы стать катализатором для быстрого и необратимого отказа от ископаемых видов топлива, а также помогло бы работе по адаптации к изменению климата. Если этого не сделать, результатом станет конференция, на которой будут вестись лишь пустые разговоры о рисках для здоровья населения, и будет подтверждено наше коллективное бездействие. Вызванная изменением климата смертность будет и дальше повышаться, а пригодное для жизни будущее – постепенно становиться недостижимым.

https://prosyn.org/8KQ1N3qru