mueller44_William Thomas CainGetty Images_local news philadelphia William Thomas Cain/Getty Images

Можно ли спасти местную журналистику?

ПРИНСТОН. «Политика — дело местное», — гласит старая американская поговорка. Это частично объясняет, почему демократическая политика переживает такие непростые времена — особенно, хотя и не только, в Соединенных Штатах. Чтобы местное самоуправление работало как следует, оно должно находиться под контролем местной журналистики, которая будет привлекать к ответу политиков и должностных лиц. Но сегодня местная журналистика терпит крах во многих частях света.

Это затрудняет подключение граждан к общественной жизни как на местном, так и, в конечном счете, на национальном уровне. Местные проблемы, которые нуждаются в широкой огласке, остаются незамеченными, многие итоги национальной политики на местах остаются непризнанными. И хотя не существует единого решения проблемы упадка местной журналистики, мы не беспомощны. Эксперименты в разных странах предлагают различные способы оживить местную журналистику. Все они ставят приоритетом производство новостей, представляющих общественный интерес, любыми доступными экономическими средствами, вместо попыток спасти устаревшие коммерческие подходы.

На протяжении большей части двадцатого века новостной бизнес зависел от доходов от рекламы. Но эта модель начала рушиться в конце 1990-х по мере повсеместного распространения Интернета. Местная журналистика пострадала особенно сильно не только потому, что реклама мигрировала на бесплатные онлайн-доски объявлений (такие как Craigslist), но и потому, что у местных газет не было ресурсов для создания привлекательных веб-сайтов, которые успешно поддерживали бы модель работы по подписке.

Последствия оказались драматичными. По некоторым оценкам, к 2025 году исчезнет треть газет, существовавших в США в 2005 году. Около 70 миллионов граждан США уже живут или скоро будут жить в «новостных пустынях». В Соединенном Королевстве в период с 2009 по 2019 год закрылись 320 местных газет. Частные инвестиционные компании, которые скупают новостные организации, как правило, усугубляют ситуацию. Вместо того, чтобы инвестировать в журналистику, их внимание сосредоточено на безжалостном сокращении размеров отделов новостей и продаже газетных зданий (многие из которых находятся в прибыльных районах в центре города).

Последствия для демократии сложно переоценить. Социологи, изучающие этот вопрос, ясно продемонстрировали, что уменьшение доли местной журналистики приводит к росту уровня коррупции, подрывает политическую конкуренцию и снижает участие граждан.

Поскольку политики, представляющие сельские или заброшенные районы, несут меньшую ответственность, влияние их решений на их избирателей также с меньшей вероятностью будет должным образом расследовано. И даже при наличии хороших местных репортажей они чаще всего не выходят за пределы местного уровня. Многократная ложь Джорджа Сантоса была известна на Лонг-Айленде и освещалась в местной газете, однако общенациональной новостью стала лишь спустя несколько недель после его избрания в Конгресс.

PS_Sales_BacktoSchool_1333x1000_Promo

Don’t go back to school without Project Syndicate! For a limited time, we’re offering PS Digital subscriptions for just $50.

Access every new PS commentary, our suite of subscriber-exclusive content, and the full PS archive.

Subscribe Now

Что еще хуже, вакуум от отсутствия местных новостей часто заполняется национальными культурными войнами. Разумеется, участие в решении местных проблем не делает людей автоматически более цивилизованными или прагматичными. Споры между соседями часто бывают самыми неприятными, а культурные войны могут так же легко разжигаться на местном уровне агентами влияния, которые создают моральную панику через пропагандистские каналы, выдающие себя за газеты.

В таких случаях циничные активисты пользуются тем, что большинство людей по-прежнему больше доверяют местным изданиям. Такая «журналистика розовой слизи» (отсылка к дешевому наполнителю, который используется в переработанном мясе) служит исключительно целям разжигания озлобленности и поляризации. Заваленные теориями заговора и замаскированной под репортажи пропагандой люди, живущие в новостных пустынях, зачастую могут даже не осознавать, что их лишают доступа к новостям.

Хотя ни одна бизнес-модель не стала надежной заменой доходов от рекламы, существуют альтернативы тирании рынка. Подумайте о благотворительности. Пока существует очевидная опасность возникновения зависимости или конфликта интересов, сочетание благотворительного финансирования и волонтерства может вдохновлять на создание таких инициатив, как Report for America, в рамках которой специальные сотрудники в местных отделах новостей освещают недостаточно раскрытые темы.

Более того, в таких странах, как Великобритания, журналистику будет легче квалифицировать как благотворительную деятельность, а правительствам повсюду будет проще предоставлять гранты. Опасности возникновения зависимости или конфликта интересов можно избежать, обеспечив достаточное количество прослоек между государством и получателями денег налогоплательщиков.

Вопреки утверждению Илона Маска во всеуслышание, что американская телекомпания NPR — это «связанные с государством СМИ», механизмы защиты журналистов от политического давления уже давно доступны в общественном вещании. Нет никаких причин, не позволяющих распространить их на местную журналистику.

Среди других инновационных подходов можно выделить новостные организации, принадлежащие сотрудникам и сообществам. The Philadelphia Inquirer, например, управляется как общественная корпорация и принадлежит некоммерческому институту, занимающемуся возрождением местной журналистики. В любом случае, важно не только получение достаточного финансирования новостными организациями, а и творческое использование технологий для привлечения местной аудитории и, в идеале, обеспечение возможности создавать свою собственную журналистику для ранее маргинализированных сообществ.

Демократия зависит от коммуникации. Однако эффективная коммуникация, в свою очередь, зависит от понимания того, какие демократические решения действительно важны. С этой целью базирующаяся в США некоммерческая служба States Newsroom уделяет особое внимание политике на уровне штатов, которая влияет на граждан таким образом, что это не очевидно даже для достаточно глубоко информированных людей.

Программа Documenters обучает и платит людям за то, чтобы они сообщали о собраниях местных органов власти, которые в противном случае остались бы незамеченными. А BBC, со своей стороны, работает с местными газетами над увеличением количества и качества местных репортажей, посылая четкий сигнал о том, что решения на местах действительно важны.

Насколько хорошо будут работать те или иные подходы, зависит от региона. Но в целом крайне важно избегать стратегий, которые в первую очередь приносят пользу крупным региональным или даже национальным газетным компаниям, а не местным организациям. Благонамеренные планы позволить газетам вести переговоры о плате за контент с крупными платформами, такими как Google, сработали для влиятельных медиакомпаний в Австралии, и они все еще могут работать для крупных организаций в США благодаря Закону о конкуренции и сохранении журналистики. Но деньги должны доходить и до рядовых членов общества. Конечная цель заключается в том, чтобы генерировать подлинные новости, представляющие общественный интерес, о местах и из мест, которые в противном случае были бы забыты или проигнорированы.

https://prosyn.org/YSeMLGuru