Что Нового в Новой Всеафганской Армии?

Убийство министра авиации Афганистана разъяренной толпой (вероятно инициированное членами самой временной администрации Афганистана) говорит о том, что в афганском обществе сохраняется глубокий раскол. Тогда как первые реформы в афганской армии только усугубят существующие разногласия.

Министр обороны во временной администрации Хамида Карзаи в Кабуле уже объявил имена людей, вошедших в состав высшего руководства новой армии. Сам министр - генерал Мохаммед Фахим - таджик по национальности из Панджширского района на севере Афганистана, принявший три месяца назад командование силами Северного Альянса, захватившими Кабул, после того как американские бомбардировки расчистили ими дорогу к столице. Произведенные им назначения, если рассматривать их в групповом контексте, противоречат намерениям господина Карзаи воссоединить страну.

Афганистан - многонациональная страна. Самой крупной этнической группой являются пуштуны, составляющие две пятых всего населения, тогда как на хазарейцев и таджиков приходится по одной пятой населения страны. Из тридцати восьми офицеров, возведенных господином Фахимом в ранг генералов, тридцать семь таджиков и один узбек. Если представители 15 - 17 миллионного пуштунского населения будут призваны в армию, им придется служить под началом командования, состоящего почти полностью из таджиков. Тем временем, пуштунский язык так же отличается от таджикского, как испанский от английского, и миллионы пуштунов призывного возраста в лучшем случае лишь немного понимают по-таджикски.

Географический профиль нового военного руководства столь же узок, как и его этнический состав. Тридцать пять из тридцати восьми старших офицеров происходят из одного небольшого района к северу от Кабула, включающего провинцию Парван (где расположен аэропорт Баграм) и соседнюю Панджширскую долину, долгое время служившую опорным пунктом для Северного Альянса. Другими словами, потенциальные лидеры, представляющие двадцать семь из двадцати девяти провинций Афганистана, не были допущены в состав новой военной элиты страны.

Возможно, даже в этом случае можно было бы избежать впечатления, что все члены нового руководства армии принадлежат к одному закрытому кругу, если бы они представляли различные политические партии, которых в стране больше дюжины. Однако, это не так. Восемнадцать из тридцати восьми членов армейского начальства принадлежат к партии «Джамиат-э-Ислами» - исламской группировке, долгое время возглавляемой муллой и бывшим профессором теологии Бурхануддином Раббани. Именно эта партия правила Кабулом в течение короткого периода времени в середине 90-х годов, породив такое кровопролитие и хаос, что большинство афганцев были рады приходу талибов.

Второе по количеству представителей место после «Джамиат-э-Ислами» занимают коммунисты. Шестнадцать из тридцати восьми членов командования уже долгое время принадлежат к партии, чьи действия в конце 1970-х годов привели к советскому вторжению в 1979 - 89 годах, стоившему жизни двум с половиной миллионам афганцев. Большинство афганцев сегодня относятся к коммунистам с такой же долей симпатии, с какой чехи или поляки отнеслись бы к гитлеровским национал-социалистам.

PS Events: Climate Week NYC 2024
image (24)

PS Events: Climate Week NYC 2024

Project Syndicate is returning to Climate Week NYC with an even more expansive program. Join us live on September 22 as we welcome speakers from around the world at our studio in Manhattan to address critical dimensions of the climate debate.

Register Now

Конечно, правда и то, что люди в Афганистане, как и во многих других местах, вступали в Коммунистическую Партию по разным причинам, не будучи при этом ярыми приверженцами коммунистической идеологии. Но, что касается генералов Фахима, шестеро из них были профессиональными партийными работниками, которые продолжили свою партийную деятельность и после вторжения Красной Армии.

Эти шестеро человек, а также еще трое, служивших офицерами в афганской армии, активно сотрудничали в течение десятилетней советской оккупации Афганистана. Представьте себе, как бы отреагировали французы, если бы вдруг обнаружилось, что четвертая часть послевоенного офицерского корпуса Франции была на стороне Вермахта во время оккупации их страны. В Афганистане новости распространяются быстро. Афганские националисты (к которым принадлежат практически все афганцы) скоро узнают о политическом прошлом членов узкого круга соратников генерала Фахима, если, конечно, им уже не известно об этом.

Однако даже эти многочисленные доказательства необъективности и тенденциозности при формировании высшего командования новой армии могли бы компенсироваться за счет профессионализма и преданности патриотическим ценностям истинных национальных вооруженных сил, привнесенных генералами в свою работу. К сожалению, только десять из тридцати восьми выдвинутых Фахимом военачальников имеют профессиональный офицерский опыт. Еще один был пилотом. В то время как двадцать четыре (прошлое оставшихся четырех пока неизвестно) являются гражданскими лицами - представителями различных профессий, работниками Коммунистической Партии или, как в одном из случаев, духовными лицами.

Что же это означает с точки зрения повседневной реальности? Это означает, что, когда командующие международными миротворческими силами в Афганистане, а также американские военные и дипломатические представители встретятся с заместителем министра обороны Афганистана, перед ними предстанет Абдул Рашид Достум - известный своей жестокостью и коррумпированностью военачальник, коммунист, который до сих пор поддерживает связь со старыми друзьями из Красной Армии, все еще работающими в Москве. Это означает, что глава вооруженных сил Афганистана, а также глава оперативного отдела и армейской разведки тоже коммунисты - люди, чьи принципы и воззрения остаются неопределенными, и которые не пользуются доверием большинства афганцев.

Разве это похоже на команду, способную воссоединить разобщенную войной страну? Разве наличие в Кабуле такой подозрительной группы лиц способно вселить веру в три четверти населения Афганистана, не представленного в высшем армейском руководстве? Или этот список является результатом такого подхода к правлению, при котором «победитель получает все», подхода способного развязать в будущем новое кровопролитие, учиненное теми, чьи законные интересы были цинично попраны? Организация Объединенных Наций, Европа и США должны серьезно задуматься над этими вопросами, прежде чем позволить себе согласиться с захватом власти со стороны незначительного и непопулярного меньшинства.

С. Фредерик Старр - председатель Института Средней Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса;

https://prosyn.org/LgLS9N2ru