Vladimir Putin toasts glass of vodka_Mikhail Svetlov_Getty Images cropped Mikhail Svetlov/Getty Images

КОРРУПЦИЯ И ВОЙНА

Мой приятель Борис уезжал от меня после ужина в сильном подпитии. Я предложил ему забрать машину завтра, а пока вызвать такси. Он спросил: а зачем? Я сказал: "Ты же выпил. Не боишься, что милиция остановит?" "Не боюсь, - сказал он. - У меня есть бумажка с портретом Бенджамина Франклина, она мне всегда поможет". - Он показал мне свои водительские права и вложенную в них стодолларовую купюру. Я, конечно, знал, что милиционеры на дороге берут взятки, но высказал предположение, что может все-таки попасться какой-нибудь неподкупный. "Не может, - возразил Борис. - За место, на котором он стоит, милиционер должен платить стоящему над ним, а из чего он будет платить, если сам брать не будет? Да ты не знаешь разве, что половина новых владельцев машин ездят по Москве с купленными правами? И техосмотр проходят заочно. Чудаков, которые пытаются пройти техосмотр честно, замучают придирками, а сто баксов сунешь и можешь кататься хоть без тормозов".

Взяточничество и казнокрадство всегда были характерной чертой российской жизни до Октябрьской революции и после нее, но сегодняшнего размаха оно вряд ли когда достигало. Взятки, берут везде и за все, не берут их, как утверждал один мой знакомый, только те, кому их не дают.

Есть целый ряд государственных институтов, где взяточничество особенно процветает, а борьба с ним кончается неизбежным провалом. Это милиция, суды, прокуратура, таможенная служба и, конечно, управленческие структуры. За последние годы вокруг Москвы, в самых привлекательных по природе местах, выстроились поселки, состоящие из дорогих вилл (цена в миллион долларов там считается невысокой), принадлежащих "новым русским", то есть бизнесменам и чиновникам федерального и местного уровня, которые, живи они на зарплату, о подобной роскоши не могли бы мечтать. Недавно мне привелось побывать в одном из таких поселений, шикарном, но заборами и охраной напоминающем концлагерь. Глядя на эти дорогие, вычурные, с признаками дурного вкуса строения, я спрашивал, кому все это принадлежит. Мне отвечали: здесь живет один из заместителей мэра, здесь известный певец, в этом доме сын прокурора. Но наиболее бросающимся в глаза оказалось имение, принадлежащее скромному офицеру налоговой полиции. Вокруг Москвы таких поселков побольше, чем в провинции, но и там вокруг областных городов они тоже заметны.

https://prosyn.org/J000JxBru