dkgardner2_ Jeff HutchensGetty Images_china coal Jeff HutchensGetty Images

Сможет ли Китай избавиться отсвоейугольнойзависимости?

НОРТАМПТОН, Массачусетс – Китай застрял между прошлым, зависящим от ископаемого топлива, и будущим, основанным на возобновляемых источниках энергии. В настоящее время страна вырабатывает 53% мировой угольной энергии. В то же время он является ведущим мировым производителем и рынком солнечных панелей, ветряных турбин и электромобилей. Способность Китая освободиться от своей многолетней зависимости от угля, определит не только его собственное экологическое будущее, но и – что более важно – перспективы Земли перед лицом надвигающегося климатического кризиса.

Китайские лидеры начали осознавать необходимость перемен в начале 2000-х годов. Политика “экономического роста во что бы то ни стало”, в значительной степени основанная на использовании угля, привела к значительному процветанию, но сопутствующий ущерб, причиненный воздуху и водным ресурсам страны, достиг неприемлемо высокого уровня. Защитники окружающей среды призвали к “построению экологической цивилизации”, в которой природа и человечество должны найти гармоничный баланс. И когда Президент Си Цзиньпин пришел к власти в 2012 году, он немедленно взялся за дело.

Вскоре китайское правительство объявило “войну загрязнению”, составило отдельные планы действий по воздуху, воде и почве, выделив 1 триллион долларов на восстановление окружающей среды, закрыв неэффективные угольные электростанции и инвестировав сотни миллиардов долларов в развитие возобновляемых источников энергии. Кроме того, оно также сделало внутреннее производство и продажу электромобилей своим приоритетом и разработало общенациональную систему торговли квотами на выбросы углекислого газа.

К сожалению, для Китая и всей планеты этот поступательный импульс, похоже, перемещается в обратную сторону. Потребление угля, которое ежегодно сокращалось в период с 2014 по 2016 год, с тех пор неуклонно растет. То же самое относится к выбросам углекислого газа, которые увеличились на 1,5-1,7% даже во время спада, вызванного пандемией, в 2020 году.

Китай должен добиться большего. В докладе Организации Объединенных Наций о разнице в уровнях выбросов за 2019 год сделан вывод о том, что ограничение глобального потепления на 1,5° по Цельсию по сравнению с доиндустриальным уровнем требует к 2030 году сокращения глобальных выбросов на 55% по сравнению с уровнями 2018 года. Но в 2020 году Китай добавил 38,4 гигаватт новых угольных электростанций, несмотря на то, что остальной мир сократил свою чистую мощность на 17,2 ГВт.

Хуже того, это увеличение – только начало. Китайское правительство одобрило строительство дополнительных 36,9 ГВт угольных электростанций, в результате чего общее количество электростанций, находящихся в настоящее время в стадии строительства составляет 88 ГВт. Также в стадии разработки находятся предложения о строительстве еще 158,7 ГВт, в результате чего общая новая мощность, рассматриваемая сегодня, составляет 247 ГВт – это больше, чем общая установленная мощность в Соединенных Штатах, составляющая 233,6 ГВт.

BLACK FRIDAY SALE: Subscribe for as little as $34.99
BF2024-Onsite-1333x1000

BLACK FRIDAY SALE: Subscribe for as little as $34.99

Subscribe now to gain access to insights and analyses from the world’s leading thinkers – starting at just $34.99 for your first year.

Subscribe Now

Вероятно, появятся и другие станции. Влиятельные промышленные группы угольной и энергетической отрасли подталкивают правительство к увеличению текущей общей угольной мощности Китая с1080 ГВт до 1200–1300 ГВт в течение следующих пяти лет и до 1400 ГВт к 2035 году. В докладе Global Energy Monitor (GEM) делается вывод о том, что если Китай продолжит наращивать мощности до 2035 года, как предлагалось, “только его выработка угольной энергии превыситболее чем в три раза глобальный лимит на использование угольной энергии, установленный Межправительственной группой экспертов по изменению климата для поддержания глобального потепления ниже 2°C”.

Чем объясняется очевидное возвращение Китая к его угольной зависимости? Во-первых, протесты в Гонконге, торговая война с США и пандемия коронавируса отвлекли внимание политиков от экологической реформы. То же самое касается замедлении роста ВВП Китая и роста безработицы. Правительство было больше заинтересовано в стимулировании традиционных энергоемких отраслей промышленности, таких как сталелитейная, металлургическая и цементная, тогда как руководители провинций приступили к строительству угольных электростанций.

Кроме того, недавняя торговая война между США и Китаем усилила обеспокоенность Китая по поводу его энергетической безопасности, учитывая, что страна импортирует 70% своих потребностей в нефти и 40% потребностей в газе. И хотя Китай сделал все возможное для использования возобновляемых источников энергии, особенно солнечной и энергии ветра, он не может достаточно быстро масштабировать эти ресурсы, чтобы удовлетворить прогнозируемый спрос. Кроме того, существующая электросеть не способна эффективно передавать эту энергию с отдаленного запада Китая, где производится большая ее часть, в районы высокого спроса. Уголь – в избытке и относительно недорогой – многим кажется надежным и испытанным временем источником энергии.

Наконец, вероятно, не случайно, что “угольный рецидив” в Китае произошел тогда, когда США отсутствовали на международной климатической арене. В то время как бывший Президент США Барак Обама и Си нашли точки соприкосновения в борьбе с глобальным потеплением, подготовив почву для заключения Парижского соглашения по климату 2015 года, уход США от этой проблемы при Президенте Дональде Трампе, вероятно, также ослабил приверженность Китая.

Какой Китай увидит мир в ближайшие несколько лет? Этот вопрос как никогда актуален в свете недавнего доклада Международного энергетического агентства, в котором содержится предупреждение о том, что в этом году следует остановить разработку всех новых видов ископаемого топлива, если мир хочет достичь нулевых выбросов к 2050 году и иметь хоть какую-либо надежду на ограничение повышения глобальной температуры до 1,5 ° С.

Заявление Си в сентябре 2020 года о том, что Китай намерен к 2060 году стать углеродно-нейтральным, возродило оптимизм. Однако надежды на то, что в 14-м пятилетнем плане (2021-25), опубликованном в марте этого года, будет изложена стратегия правительства по запуску процесса декарбонизации, не оправдались. А на саммите по климату Президента США Джо Байдена в апреле Си объявил, что в течение нового пятилетнего плана Китай будет “строго контролировать” потребление угольной энергии, но позволит ее увеличение и “постепенное сокращение” только с 2026 года.

Это безрассудно амбициозный график. По оценкам экспертов по климату из GEM, TransitionZero и других, ограничение глобального потепления до уровня значительно ниже “катастрофических” 2 °C потребует от Китая закрытия 600 из 1082 своихугольных электростанций к 2030 году. Если они правы, Китаю лучше начать разворачивать свой огромный угольный корабль сегодня.

https://prosyn.org/kafOCIsru