sheng125_Emmanuel WongGetty Images_china economy transformation Emmanuel Wong/Getty Images

Война и мир после Великой трансформации Китая

ГОНКОНГ – В своем классическом произведении 1944 года Дорога к рабству австрийский экономист и философ Фридрих Август фон Хайек предупреждал, что централизованное планирование и общественная собственность неизбежно приведут к лишениям, угнетению и даже тирании, тогда как свободные рынки естественным образом максимизируют общее благосостояние. В том же году, в книге Великая трансформация американо-венгерский историк экономики Карл Поланьи предложил совершенно иную картину, утверждая, что рыночные силы и общество ведут своего рода борьбу: капиталисты эксплуатируют общество посредством свободных рынков, а общество противостоит посредством регулирования и политики.

Спустя почти 80 лет дебаты о противоположных взглядах Поланьи и Хайека все еще эхом разносятся по коридорам власти в Пекине и Вашингтоне. В то время как Запад, по сути, принял либеральный порядок свободного рынка и демократии Хайека, Китай в целом последовал за “великой трансформацией” Поланьи, став крупнейшей экономикой мира (основанной на паритете покупательной способности) и практически искоренив абсолютную бедность.

Безусловно, великая трансформация Китая была бы невозможна без экономической открытости и рыночных реформ. На протяжении десятилетий Соединенные Штаты играли решающую роль в создании благоприятных условий и поддержании этого процесса, не в последнюю очередь путем создания условий для процветания глобализации. Американские технологии, военная мощь и дипломатия укрепили глобальную безопасность – мало кто может отрицать сокращающий нищету потенциал мирного дивиденда – в то время как стабильный доллар США способствовал международному обмену.

https://prosyn.org/QuY1Vy2ru