sheng128_SAEED KHANAFP via Getty Images_borneo deforestation SAEED KHAN/AFP via Getty Images

Устойчивое развитие - это вопрос рыночного планирования

ГОНКОНГ – Малайский архипелаг в Юго-Восточной Азии очень далёк от Украины, а углеродный след коренного населения острова Борнео, проживающего в едва ли не самых диких джунглях, сохранившихся в мире, невелик. Но даже они не могут избежать последствий войны, инфляции и изменения климата. Тем временем программа ООН «Цели устойчивого развития» (ЦУР), с которой связаны наши главные надежды на построение лучшего мира, начинает выглядеть всё менее достижимой.

Программа ЦУР призвана «покончить с бедностью, защитить планету и обеспечить всем людям процветание» к 2030 году. Однако последний доклад о ходе реализации этой программы грустно читать. «Каскад взаимосвязанных глобальных кризисов», в том числе пандемия Covid-19, глобальное потепление, война, инфляция и поляризация, ставят под угрозу программу ЦУР: сегодня наблюдается регресс после многих лет прогресса на пути к искоренению нищеты и голода.

Наш недавний визит на остров Борнео позволил увидеть последствия этих сбоев для коренных народов. Большинство из 112 тысяч представителей племени мурут проживают в слаборазвитых, внутренних сельских районах на севере острова (в основном в провинции Сабах, Малайзия), где товары и люди обычно перемещаются по рекам или грунтовым дорогам.

Поколение назад (после многих веков жизни в качестве охотников-собирателей, зависящих от лесов) племя мурут убедили переселиться в деревни на переданных им фермерских землях. Однако цены на производимую ими первичную продукцию – необработанная резина – упали, что уменьшило их доходы, при этом у жителей нет ни капитала, ни знаний, чтобы переключиться на производство более прибыльных сельхозкультур, например, фруктов или овощей.

Для улучшения судьбы коренного населения Сабаха потребуется разработка бизнес-моделей, которые будут одновременно прибыльны и экологически устойчивы, а также позволят местным жителям избавиться от излишней зависимости от помощи и субсидий. Такие модели должны опираться на накопленные коренными народами знания местных земель и экосистем, и их следует поддерживать инвестициями в инфраструктуру и надлежащее регулирование.

Впрочем, такая поддержка пока что не оказывается, и не в последнюю очередь потому, что у коренного населения мало возможностей добиться, чтобы его голос был услышан. Хотя жители могут голосовать на регулярных выборах, из-за повсеместного подкупа голосов и распространённой в Малайзии системы патронажа интересы экономически могущественных сил обычно оказываются важнее. В результате местные знания и природные активы никак не используются для продвижения вперёд устойчивого развития.

Subscribe to PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Subscribe to PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Данная ситуация служит зеркалом, демонстрирующим более широкие проблемы при реализации программы ЦУР. Как показано в книге, опубликованной в 2021 году Яном Воутером Васбиндером и Джонатаном Симом, миру хватает мощных технологий, финансирования, талантов и ноу-хау. Тот факт, что эти факторы не способствуют быстрому прогрессу на пути к «Целям устойчивого развития», объясняется провалами в государственном управлении, в частности, в рыночном планировании.

Отчасти проблема заключается в отсутствии систем, совмещающих предложение технологий, знаний и финансирования со спросом на них. В теории интернет должен «выравнивать» доступ к информации, ноу-хау и даже финансированию. Но у коренных народов, живущих в сельской местности, часто нет электричества, не говоря уже о доступе к интернету, поэтому даже в тех районах, где эти народы обладают ценными идеями и экспертизой, их возможности получать необходимую поддержку очень сильно ограничены.

Могло бы помочь создание «умных деревень». Такие деревни имеют доступ к высококачественным услугам (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт, подключённость к интернету) и связаны с «умными городами». Это позволяет повысить продовольственную безопасность, стимулировать экотуризм и предпринимательство, делает возможным формирование партнёрств между сёлами и городами в таких критических важных сферах, как, например, адаптация к изменению климата.

Бизнес способен сыграть центральную роль в создании таких деревень в рамках своей корпоративной социальной ответственности. Впрочем, бизнесу ещё предстоит определиться, куда именно направлять ресурсы для достижения максимальной пользы. Именно поэтому необходима возглавляемая государством работа по планированию и внедрению социально-предпринимательского рынка.

Проблема не ограничивается совмещением предложения и спроса. Как показывает опыт искоренения бедности в Китае, комплексные системные изменения требуют такой координации сверх вниз и такого планирования, в которых учитываются отклики снизу и в которых они не остаются без ответа. (Подобный подход сыграл центральную роль в процессе оживлении села в самом Китае, включая аграрное обновление, регенерацию земель, расширение возможностей обучения и занятости). Как выразился генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, достижение «Целей устойчивого развития» потребует действий на глобальном, местом и человеческом уровнях.

Одновременно власти должны «подталкивать» сложные социальные системы, чтобы они соответствовали целям устойчивого развития, при этом в качестве стимулов следует использовать налоги и регулирование. Регулирование, несомненно, поможет решить две другие ключевые проблемы, с которыми сталкивается коренное население Борнео. Во-первых, плантации пальмового масла сократили лесной покров острова и отравили местные водные артерии пестицидами и удобрениями: реки стали жёлтыми из-за эрозии латеритной почвы, вода стала небезопасной для питья, исчезает рыба. Во-вторых, шоссе Пан-Борнео, пересекающее джунгли, хотя и упростило транспортировку, нарушило местные экосистемы и способствует оттоку молодёжи, ищущей рабочие места.

Высокие цели, подобные «Целям устойчивого развития», нельзя достичь с помощью жёстких, однобоких подходов. Вместо этого следует превратить их в хорошо скоординированные, конкретные инициативы, которые можно осуществлять и адаптировать на локальном уровне. Всё это станет возможно лишь при наличии правильных рыночных структур и стимулов, за которыми следит подлинно чуткий аппарат регулирования.

https://prosyn.org/BT8dGxrru