rodrik198_Chip SomodevillaGetty Images_janet yellen Chip Somodevilla/Getty Images

Парадигма нового продуктивизма?

КЕМБРИДЖ – Новая экономическая парадигма становится по-настоящему устоявшейся, когда даже ее предполагаемые противники начинают смотреть на мир сквозь ее призму. На пике своего развития Кейнсианское государство всеобщего благосостояния получило равную поддержку как со стороны консервативных политиков, так и со стороны левых. В Соединенных Штатах президенты-республиканцы Дуайт Эйзенхауэр и Ричард Никсон полностью разделили основные принципы парадигмы – регулируемые рынки, перераспределение, социальное страхование и антициклическая макроэкономическая политика - и работали над расширением программ социального обеспечения и укреплением норм регулирования труда и окружающей среды.

То же самое было и с неолиберализмом. Стимулом к этому послужили экономисты и политики, такие как Милтон Фридман, Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер, которые были рыночными энтузиастами. Но окончательное доминирование этой парадигмы в немалой степени было обязано левоцентристским лидерам, таким как Билл Клинтон и Тони Блэр, которые усвоили большую часть ее прорыночной программы. Эти лидеры настаивали на дерегулировании, финансиализации и гиперглобализации, в то время как на словах они заявляли о смягчении последствий последующего роста неравенства и экономической незащищенности.

Сегодня мы находимся в самом разгаре перехода от неолиберализма, но что придет ему на смену, весьма неопределенно. Отсутствие прочной новой парадигмы не обязательно плохо. Нам не нужна еще одна ортодоксальная доктрина, предлагающая шаблонные решения и готовые планы для стран и регионов с разными условиями и потребностями.

https://prosyn.org/bf7txCEru