sheng132_Yuichiro ChinoGetty Images_worldeconomy Yuichiro Chino/Getty Images

Судьба глобального бухгалтерского баланса

ГОНКОНГ – С помощью бухгалтерского баланса компаний можно оценить состояние их финансового здоровья, а с помощью «глобального бухгалтерского баланса» (сокращённо ГББ), отражающего активы и пассивы правительств, корпораций, домохозяйств и финансовых учреждений, может оценить здоровье мировой экономики. Опираясь на эту логику, Глобальный институт McKinsey (сокращённо MGI) начал составлять и регулярно обновлять ГББ, отражающий данные о десяти странах, на долю которых совокупно приходится более 60% мирового ВВП.

Первый глобальный бухгалтерский баланс, опубликованный MGI в конце 2021 года, показал, что в течение первых 20 лет нынешнего века глобальные активы росли быстрее объёмов выпуска. В 2020 году общая сумма активов в мировом финансовом балансе превысила $1,5 квадриллиона (это примерно в 18,1 раз больше ВВП учитываемых стран), утроившись по сравнению с 2000 годом (когда активы превышали ВВП примерно в 13,2 раз). Темпы роста глобального богатства также опережали (достаточно вялые) темпы роста ВВП, а это значит, что богатство активно концентрировалось у тех, кто владеет недвижимостью и финансовыми активами.

В 2020 и 2021 годах, то есть в первые два года пандемии Covid-19, эта тенденция усилилась: глобальный финансовый баланс увеличивался, даже несмотря на застопорившийся рост ВВП. Более того, несмотря на миллиарды долларов потерянных доходов, за этот период глобальное богатство увеличилось на $100 трлн, главным образом благодаря беспрецедентной бюджетной и монетарной экспансии. Были напечатаны и появились на депозитах $39 трлн новых денег, поэтому резко взлетели вверх цены на активы. Тем временем долговые обязательства выросли примерно на $50 трлн, а акционерные обязательства – на $75 трлн.

https://prosyn.org/qPC6HXlru