bildt124_Omar HavanaGetty Images_EuropeanCommission Omar Havana/Getty Images

Что обязано сделать новое руководство ЕС

СТОКГОЛЬМ – Теперь, когда в 27 странах ЕС были избраны 720 депутатов нового Европарламента, всё внимание переключается на формирование руководства учреждений, которые будут направлять работу Евросоюза и определять его стратегические приоритеты в течение ближайших пяти лет. Этот процесс займет некоторое время. Но уже к концу года он должен быть завершён – после преодоления предсказуемых трудностей и торга в парламенте.

Если говорить в целом, сдвиг политического баланса в Европарламенте оказался не столь драматичным, как ожидали многие комментаторы. Доля мест, которые занимают традиционные правоцентристские, левоцентристские и либеральные партии, снизилась всего лишь с 59% до 56%. А драматическое развитие событий наблюдалось только в некоторых странах, и прежде всего во Франции, где партия Марин Ле Пен «Национальное объединение» разгромила партию «Возрождение» президента Эммануэля Макрона. Хотя этот результат не окажет мгновенного влияния на процесс назначения кадров в учреждения ЕС, радикальные политические изменения в стране, которая является одним из ключевых членов союза, безусловно, могут со временем привести к серьёзным последствиям.

Если оглянуться на последние пять лет, справедливо будет отметить, что ЕС превзошёл ожидания. Да, он, может быть, не превратился в ту геополитическую силу, о которой неоднократно рассуждала в своих выступлениях президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, однако он доказал свою эффективность в антикризисном управлении во время следовавших один за другим кризисов с так называемыми «чёрными лебедями» – от пандемии Covid-19 до нападения России на Украину.

Впрочем, предстоящий впереди путь может оказаться ещё более сложным. Большой знак вопроса повис над Францией, где в июне пройдут внеочередные парламентские выборы, а в 2027 году – президентские. Трехпартийное коалиционное правительство Германии, вероятно, удержится, несмотря на плохие результаты участников коалиции на выборах в Европарламент. И ещё предстоит увидеть, какого рода внутреннее сопротивление ожидает ЕС со стороны правительств Венгрии, Словакии, Нидерландов и, возможно, Австрии (после того, как осенью в этой стране пройдут всеобщие выборы).

Политическая повестка дня ЕС выглядит крайне трудной даже без дополнительных потенциальных сложностей. Евросоюз хорошо стартовал в процессе «зелёного перехода» и за последние десять лет утвердился в качестве мирового лидера по климатическим вопросам. Однако внутриполитическое давление во многих странах вынуждает сейчас власти замедлить движение. Тем временем успехи в цифровом переходе оказались менее впечатляющими, и этот недостаток становится очень заметным в нынешних условиях, когда эра искусственного интеллекта начинает преображать мировую экономику.

Европейские лидеры крайне медленно осознают тот факт, что у ЕС проблемы с конкурентоспособностью. В мире, где Америка является инновационной супердержавой, а Китай – производственной, недостаточно быть супердержавой регулирования.

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible
PS_Quarterly_Q3-24_1333x1000_No-Text

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible

The newest issue of our magazine, PS Quarterly: The Climate Crucible, is here. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Premium now.

Subscribe Now

От того, как Европа решит этот вопрос, будет фундаментально зависеть её будущее. Многие призывают к новым пошлинам, субсидиям и дорогостоящей промышленной политике, зачастую под предлогом защиты экономической и национальной безопасности. Однако такие предложения обходят стороной реальные проблемы. Пока Европа не завершит формирование единого рынка и не создаст реальный союз капиталов, европейским предпринимателям будет трудно коммерциализировать инновации, а глобальные инвесторы будут и дальше отдавать предпочтение рынку США и других стран.

Все эти вопросы приобрели особую актуальность из-за возвращения войны на континент. Необходимость сохранять мир и стабильность – это главная причина создания ЕС. И до сих пор этот союз, рожденный из пепла Второй мировой войны, был невероятно успешен. Однако брутальная, агрессивная война России против Украины напрямую бросает вызов европейскому проекту. И если не дать решительный ответ, весь европейский порядок может развалиться в ближайшие годы.

Для предотвращения подобного исхода нужно, чтобы ЕС трансформировался в союз защиты безопасности (в партнёрстве с НАТО) и продвигался вперёд со своим расширением (вступление Украины). Выбор весьма прост: либо мы расширяем нашу стабильность на восток, либо Россия продолжает развивать свой проект дестабилизации в западном направлении.

Суть дискуссий по поводу руководства, кадрового состава и приоритетов ЕС в предстоящие недели и месяцы будет сводиться к подготовке союза к решению этих задач. Евросоюз показал себя эффективным антикризисным менеджером, однако теперь он должен стать серьёзным стратегическим игроком в усложняющейся глобальной обстановке. Как будто нынешней российской угрозы мало, она может обостриться в случае, если Дональд Трамп победит в ноябре на президентских выборах в Америке. Администрация США, которая открыто отказывается от союзников и демонтирует или ослабляет ключевые основы международного порядка (включая Всемирную торговую организацию, Всемирную организацию здравоохранения, глобальные климатические соглашения и НАТО), станет совершенно иным и более серьёзным вызовом.

Ситуация в ЕС будет оставаться крайне сложной, если придётся маневрировать между президентом России Владимиром Путиным, председателем КНР Си Цзиньпином, второй администрацией Трампа и собственными европейскими популистами. Однако Европа не бессильна. Чем активнее страны ЕС будут объединяться вокруг единых институтов и общих целей, тем выше будет уровень их безопасности.

https://prosyn.org/Ci1vlGvru