yergin5_Katja BuchholzGetty Images_oil Katja Buchholz/Getty Images

Политика энергоперехода наткнулась на реальность

ВАШИНГТОН – Тема «энергетического перехода» от углеводородов к возобновляемым источникам энергии и полной электрификации – одна из главных в сегодняшних политических дебатах. Однако как показали события последних 18 месяцев, эта затея оказалась труднее и сложнее, чем можно было бы подумать, анализируя различные графики, которые появляются в многочисленных сценариях будущего. Даже в США и Европе, где предпринимаются крупные инициативы, в частности, закон «О снижении инфляции» и программа RePowerEU, с целью ускорить движение в этом направлении, только с течением времени можно будет окончательно определить ход разработки, внедрения и масштабирования новых технологий, от которых в конечном счёте зависит судьба этого перехода.

Термин «энергопереход» предполагает, что мы просто совершаем ещё один шаг по пути, открытому Промышленной революцией несколько столетий назад. Но работая над книгой «Новая карта», я проанализировал прежние энергопереходы и был поражён тем, насколько сильно отличается от них нынешний переход. Если раньше роль мотора в этом процессе играли технологии и экономические выгоды, то сегодня в качестве важнейшего фактора выступает государственная политика.

Кроме того, предыдущие энергопереходы длились сто лет или даже больше, и они не приводили к полному вытеснению прежних технологий. В 1960-е годы нефть заменила уголь в качестве главного мирового энергоресурса, но сегодня мы потребляем в три раза больше угля, чем тогда, а в 2022 году объёмы мирового потребления угля установили рекорд.

https://prosyn.org/oPEag2Gru