sherwin10_Joe RaedleGetty Images_christianstrump Joe Raedle/Getty Images

Что видят в Трампе христианские фундаменталисты

НЬЮ-ЙОРК – Теперь, когда Дональд Трамп стал вероятным кандидатом в президенты от Республиканской партии, представляется уместным рассмотреть причины недоумения, которое не исчезает с тех пор, как Трамп вышел на политическую сцену: почему этот насквозь нехристианский политик вызывает столько энтузиазма у христианских фундаменталистов Америки?

Истоки этого явного парадокса лежат в самом менталитете христианского фундаментализма. В его основе – особый код определения значений, который позволяет верующим видеть и слышать то, что другие не видят и не слышат.

Вспомните слова Иисуса из Евангелия от Матфея (13:16-17): «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Значение этих слов может быть верно раскодировано только истинно верующими. Пророческие знаки могут появляться перед теми, кто видит их сквозь призму веру. А те, кто плохо подготовлен, скорее всего, увидит что-то совершенно иное или же, возможно, вообще ничего.

Это похоже на фигуры, которые мы видим на картине «Падение Икара», авторство которой давно приписывают Питеру Брейгелю. Только что произошло нечто невероятное: Икар надел крылья, скреплённые воском, которые позволили ему взлететь в небо, однако его полёт и катастрофическое падение (он слишком близко подлетел к солнцу) не вызвали практически никаких изменений в череде людских событий. Крестьянин продолжает пахать землю. Пастух мечтает (пока его овцы падают в море). Корабль проплывает мимо тонущего рядом с ним мальчика. Как выразился Уистен Хью Оден в стихотворении «Музей изящных искусств», «всё отворачивается», и не важно, идёт ли речь о трагической смерти или чудесном рождении. Именно так происходит с теми, у кого глаза не видят: они спокойно плывут дальше.

Если вы видите и мыслите вне герменевтического кода христианского фундаментализма, вас можно простить за то, что вы считаете Трампа безжалостным и абсолютно эгоистичным мужчиной, который намерен максимально наращивать свою власть, богатство и плотские удовольствия. Ваша духовная слепота не позволяет вам увидеть, что Святой Дух использует его (направляя «тайную силу беззакония», как это называется во «Втором послании к Фессалоникийцам»), чтобы остановить пришествие финального зла или даже создать нечто неизмеримо более великое: «эсхатон» (конец истории) – новое пришествие мессии.

В этих представлениях важна не фактическая правда о грешном характере Трампа, а возвышенная правда: духовные силы действуют через Трампа (совершая «имманентизацию эсхатона», как выразился политический философ XX века Эрик Фёгелин) и превращают его в божественный инструмент, который даст отпор антихристу и, возможно, создаст небо на земле. Согласно этим убеждениям христианских фундаменталистов, использование Трампом тоталитарных политических средств может быть вполне оправдано, если именно они требуются для уничтожения финального зла или для наступления финального добра.

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions
PS_Sales_Spring_1333x1000_V1

SPRING SALE: Save 40% on all new Digital or Digital Plus subscriptions

Subscribe now to gain greater access to Project Syndicate – including every commentary and our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – starting at just $49.99.

Subscribe Now

Понимание этой теологической системы помогает нам осознать бесполезность разоблачений политики «пост-правды». И да, разумеется, использование дезинформации с целью посеять сомнения, цинизм и отчаяние по поводу наших способностей отличать правду от лжи является хорошо известной особенностью тоталитаризма.

Либеральные демократии не могут выживать долгое время без юридически защищённой институциональной инфраструктуры, которая охраняет значимое пользование свободой слова. Этого не понимают пуристы свободы слова, когда они ссылаются на доктрину Первой поправки к Конституции США для защиты антилиберальных атак на электоральные процессы. Целью этих атак (или «действий против свободы слова») является нарушение процесса обсуждения и размышлений (усиление сомнений и недоверия) путём распространения откровенно ложной информации, на которую будут, как ожидается, опираться все остальные. Получение прибыли от лжи представляет собой в данном случае мошеннический обман общества.

Те, кто выступают против Трампа и его антилиберальных сторонников, не добьются успеха, если решат, что стоящая перед ними политическая задача – это просто вопрос обеспечения триумфа фактической правды над сознательным враньём. Задача намного глубже. Речь идёт о самой ткани либеральной демократии, и эту проблему основатели Американской республики считали настолько насущной, что сделали её предметом самых первых слов Первой поправки: «Конгресс не должен издавать никаких законов, относящихся к установлению религии».

Когда председатель Верховного суда Алабамы Том Паркер недавно поддержал решение суда о том, что эмбрионы человека «нельзя противоправно уничтожать, не вызвав гнева Бога, который рассматривает уничтожение своего образа и подобия как оскорбление», он вместе с судом откровенно нарушил положение Первой поправки о запрете на установление религии. Это свидетельство глубоких оснований восхождения Трампа (культурных, политических и правовых): приверженцы христианского национализма нагло стремятся слить воедино христианскую и американскую идентичность.

Первая поправка одновременно защищает свободу слова и свободу вероисповедания, потому что её авторы понимали, что эти ценности связаны. Когда государственные деятели начинают оправдывать властные решения своей особой верой, никаких фактов или аргументов (какими бы красноречивым, логически обоснованными или эмпирически убедительными они ни были) не будет достаточно, чтобы возразить им. Знакомы вы с правящим кодексом веры или нет, все будут казаться друг другу слепыми и глухими.

Полвека назад Верховный суд США описал «базовую ценность», которую защищает Первая поправка. Это право каждого человека участвовать значимым образом (выступая или слушая) в «свободных и неограниченных дебатах по общественно важным вопросам». Когда это право становится привилегией, закреплённой религиозным кодексом, тогда либеральная демократия, как Икар, падает в море и тонет там.

Найдётся ли достаточно американцев, которые это заметят и начнут действовать до того, как случится трагедия? Ответ зависит от ответа на другой вопрос: сохраняется ли ещё национальный консенсус по поводу плюрализма и толерантности как важнейших сопутствующих компонентов свободы и равенства для всех.

https://prosyn.org/qhgNrGlru