shafik2_Mr.Cole PhotographerGetty Images_globedataconnections Mr.Cole Photographer/Getty Images

На пути к новому общественному договору

ЛОНДОН – Каждое общество опирается на комплекс норм, институтов, решений, законов, а также обязательств перед теми, кто нуждается в поддержке. В традиционных обществах такие обязательства ложатся в основном на плечи семьей и групп родственников. В развитых странах более крупное бремя возлагается на плечи государства и рынков (через медицинское страхование и пенсии). Но даже в этом случае значительная часть общественного договора всё равно выполняется семьями (через неоплачиваемую домашнюю работу), гражданским обществом (волонтёрские и благотворительные организации), а также работодателями, которые зачастую обязаны предоставлять медицинскую страховку или делать взносы на страхование по безработице.

Общественный договор не является синонимом социального государства. Под социальным государством подразумеваются те аспекты общественного договора, которые реализуются посредством политического процесса и последующих действий государства – либо напрямую через налогообложение и госуслуги, либо косвенно через законы, которые требуют от частного сектора обеспечивать те или иные блага. И поэтому социальное государство лучше воспринимать не как механизм перераспределения доходов, а как источник производительности и систему защиты человека на протяжении его жизненного цикла. Согласно подсчётам Джона Хиллса из Лондонской школы экономики, для большинства людей сумма их выплат в адрес государства равна тому, что они получают в обмен.

Тем не менее, источником значительной части недовольства, которое сегодня определяет политику в странах развитого мира, стало возникшее у людей ощущение, что они не получают то, что им должны. Те, кто родился в невыгодных условиях, считают, что у них вообще нет никаких шансов в жизни. По мнению сельских жителей, власти излишне потворствуют городам. Местное население опасается, что иммигранты начинают получать пособия и льготы до того, как они выплатили всё, что с них причитается. Мужчины полагают, что привилегии, которыми они обладали исторически, сократились. Пожилые люди считают молодёжь неблагодарной за принесённые ими в прошлом жертвы, а молодёжь всё сильнее обижается на старых за то, что они создают возрастающую нагрузку на программы социального страхования, а также за доставшуюся им в наследство плохую экологию. Подобное недоверие и враждебность превращаются в корм для популистов.

Таким же кормом становятся и последствия технологических перемен, а также глобализации. Как показано на графике 1, интеграция глобальных производственных цепочек принесла огромный выигрыш среднему классу в развивающихся странах и 1% самых богатых на глобальном уровне, но она нанесла урон среднему и рабочему классам в развитых странах.

[График 1]

Принято считать, что в развитых странах работникам пришлось пожертвовать своими зарплатами или социальной защитой, чтобы конкурировать с рабочей силой из развивающихся стран, и что подобное давление усилилось, когда капитал стал более мобильным. Хуже того, социальная мобильность, которая когда-то позволяла политически терпимо относиться к неравенству, перестала расти или даже снизилась.

PS Events: AI Action Summit 2025
AI Event Hero

PS Events: AI Action Summit 2025

Don’t miss our next event, taking place at the AI Action Summit in Paris. Register now, and watch live on February 10 as leading thinkers consider what effective AI governance demands.

Register Now

В принципе, предоставление адекватной страховки от экономических лишений помогло бы поставить под контроль негативное давление, вызванное технологическими переменами и глобализацией. Но многие аспекты современного социального государства были придуманы для старой экономики, в которой мужчины зарабатывали на хлеб и в течение трудовой жизни делали выплаты на гарантированные пенсии, в то время как женщины сидели дома, выращивая детей и заботясь о молодых и престарелых.

Впервые в истории сегодня в мире в вузах учится больше женщин, чем мужчин. У образованных женщин обычно меньше детей, они с большей вероятностью имеют оплачиваемую работу, и они всё сильнее будут чувствовать противоречия между своей экономической активностью и традиционными обязанностями по дому. Однако, как показывает новое исследование Международного валютного фонда, ликвидация гендерного разрыва приносит значительную пользу с точку зрения роста экономики. И поэтому задача заключается в том, чтобы изменить общественный договор таким образом, чтобы женщины могли в полной мере реализовать свои таланты, не нанося никакого ущерба социальной сплочённости.

В развитых странах данное противоречие оказалось в центре дебатов на тему ухода за детьми и падения уровня рождаемости. Старение общества означает, что население работоспособного возраста, чья численность сокращается, должно покрывать быстро растущие издержки пенсионных систем и систем здравоохранения. Хуже того, у работоспособного населения сегодня уже меньше гарантий стабильности, чем у предыдущих поколений, что объясняется сокращением пенсионных планов с фиксированными выплатами и отсутствием доступа ко многим выгодам полной занятости или к возможностям профессиональной подготовки.

Изменение климата тоже представляет собой нарушение межпоколенческого общественного договора. В этом году молодёжь устраивала массовые протесты против экономической модели, в которой неадекватно учитываются проблемы окружающей среды. Доказательств надвигающейся климатической катастрофы становится всё больше, и одновременно возрастает поддержка альтернативной экономической модели, которая бы сделала возможным более устойчивое развитие.

Осознавая все эти глобальные проблемы, мы можем приступить к обсуждению, как может выглядеть новый общественный договор. Например, обучение человека должно начинаться раньше, в момент закладки фундамент для последующего обучения, и оно должно продолжаться позже, с тем чтобы люди могли удовлетворить меняющийся спрос на новые навыки. Процесс образования также должен сосредоточиться на навыках, дополняющих то, что могут делать роботы. Серьёзные инвестиции в профессиональное переобучение – в размере 1-2% ВВП, как в Дании – должны стать центральным элементом любого модернизированного общественного договора.

Не исключено, что новый общественный договор должен предусматривать предоставление всем минимального дохода, но он должен быть структурирован так, чтобы у людей сохранялись стимулы работать и переобучаться. Следует также рассмотреть такие меры, как льготы по подоходному налогу на заработанные доходы (EITC), обязательная профессиональная подготовка и трудовые стажировки для безработных, гарантии занятости. Во всём мире растёт число талантливых женских кадров, но чтобы воспользоваться их потенциалом, потребуется ряд мер: крупные инвестиции в расширение программ по уходу за детьми и престарелыми людьми; предоставление отпуска по уходу за детьми обоим родителям; борьба с последствиями формальных и неформальных предубеждений, из-за которых женщины оказываются в невыгодном положении. Например, если бы можно было сохранять социальные льготы (сделать их «портативными») и получать их на пропорциональной основе (pro rata), тогда больше работников смогли бы перейти на неполную занятость, пытаясь сбалансировать работу с иными обязательствами.

Что же касается экологической устойчивости, то здесь нам понадобится совершенно иное мышление на темы, связанные со старением населения и с окружающей средой. У сокращающейся рабочей силы появится хотя бы малейший шанс поддержать стареющее население только при одном условии: уже сегодня надо начать осуществлять инвестиции в повышение будущей производительности. Со своей стороны, стареющее население может обязаться работать дольше (с привязкой пенсионного возраста к ожидаемой продолжительности жизни) и требовать меньше медицинских услуг в конце жизни. Наконец, при принятии экономических решений должны будут учитываться нынешние и будущие экологические издержки. Нам нужны масштабные инвестиции в зелёные технологии для преображения городов, транспорта и энергосистем. Продуманный в целом, такой новый общественный договор потенциально способен вернуть чувство надежды и оптимизма по поводу будущего.

https://prosyn.org/dYTT9RQru