nowrojee3_BENSON IBEABUCHIAFP via Getty Images_nigeriaprotests Benson Ibeabuchi/AFP via Getty Images

Новое политическое «молодёжное землетрясение»

ВАШИНГТОН – Шесть месяцев назад казалось, что власть премьер-министра Шейх Хасины в Бангладеш непоколебима. Правящая партия «Авами Лиг» в четвёртый раз подряд выиграла на выборах, не встретив особой конкуренции, что позволило ей сохранить полный контроль над органами власти страны. Журналисты, правозащитники, члены оппозиции и другие критики власти подвергались политически мотивированному преследованию, заключались в тюрьмы, изгонялись из страны или похищались. Дальнейшее сползание Бангладеш в авторитаризм представлялось неизбежным.

Но внезапно в июле по всей стране вспыхнули протесты. Их возглавили студенты, возмущённые системой квот, благодаря которой рабочие места в госсекторе доставались союзникам правящей партии. Реакция государства – жестокое подавление протестов, из-за чего погибли более 400 человек – продемонстрировала уязвимость власти Хасины, правившей страной 15 лет. В ходе событий, напоминавших массовые протесты «Арагалая» в Шри-Ланке, которые в 2022 году положили конец правлению семьи Раджапакса, молодые бангладешцы заставили Хасину уйти в отставку и бежать из страны.

События в Бангладеш относятся к серии восстаний молодежи, которые потрясают страны Азии и Африки в этом году. В феврале молодые пакистанцы преподнесли неожиданный результат, когда бросили вызов военным и массово проголосовали за находящегося в тюрьме Имран Хана, бывшего премьер-министра страны. Тем самым его союзники получили наибольшее количество голосов и мест в парламенте.

Месяц спустя молодые сенегальские избиратели вернули в страну демократию благодаря выборам, которые у них едва не украли. Практически никому не известный налоговый инспектор Басиру Диомай Фай буквально за несколько недель проделал путь из тюрьмы в президентское кресло.

В июне толчки этого «землетрясения» почувствовали в Кении, где протестующие, с гордостью называющие себя «поколением Z», вышли на улицы, чтобы выразить своё возмущение планами президента Уильяма Руто ввести новые налоги на предметы первой необходимости. Как и в Бангладеш, власти отреагировали летальным насилием, убив десятки и ранив сотни человек. Но в итоге Руто был вынужден отозвать законопроект. Теперь внимание переключилось на Нигерию, которую потрясают протесты, спровоцированные ростом стоимости жизни.

Новое поколение заявляет о себе в Азии и Африке. Молодёжь спонтанно формирует протестные движения и неожиданные коалиции. Это первое в истории поколение, которое не знает жизни в эпоху до интернета. Молодые люди используют соцсети не только для объявления и прямой трансляции уличных протестов, но и для самоорганизации и проведения дебатов. На ходу они придумывают инновационные тактические приёмы, в том числе с использованием искусственного интеллекта, и открывают новые пространства, проводя «цифровые демонстрации», если доступ на улицы закрыт. В ответ власти проводят техно-репрессии, начиная с замедления интернета и заканчивая его полным отключением.

PS Events: Climate Week NYC 2024
image (24)

PS Events: Climate Week NYC 2024

Project Syndicate is returning to Climate Week NYC with an even more expansive program. Join us live on September 22 as we welcome speakers from around the world at our studio in Manhattan to address critical dimensions of the climate debate.

Register Now

Эти движения ставят под сомнение привычные представления о политике. Они преодолевают традиционные этнические и политические разногласия и зачастую сторонятся традиционных политических партий и организаций гражданского общества. Принято считать, что популизм и авторитаризм – это силы, которые дополняют друг друга, но здесь мы видим, как популизм бросает вызов авторитаризму, причём руками поколения, которое, как выяснилось, является бесстрашным и бескомпромиссным. Государственное насилие не просто не пугает их: зачастую оно лишь укрепляет их решимость.

Да, было бы ошибкой преувеличивать значение этого «молодёжного землетрясения» или торопиться с обобщениями для двух огромных континентов. Протестующие из поколения Z не являются монолитом, и их амбиции не всегда идеалистические. Как и люди любого возраста, молодые люди политически расколоты. Например, в Бангладеш ответственность за насилие отчасти лежит на агрессивном молодёжном крыле правящей партии («Лига Чхатра»).

Если в Сенегале переход власти оказался сравнительно гладким (благодаря устойчивости институтов страны), Бангладеш вступил на менее определённый путь. Угроза насилия и гражданских беспорядков продолжает нависать над страной. Недавние репрессии против членов партии «Авами Лиг» и нападения на индуистское меньшинство показывают, что вкус победы может вызвать у некоторых желание мстить.

И всё же наблюдаются поразительные сходства. В каждом из перечисленных выше случаев люди в возрасте 15-34 лет составляют как минимум треть от общей численности населения. Бангладеш, несмотря на высокие темпы роста экономики около 6% в год, страдает от 15%-ной безработицы среди молодежи. Многие из этих стран тянет вниз тяжёлое долговое бремя: правительствам приходится направлять от 20% до 60% государственных расходов на удовлетворение кредиторов. Эта сумма значительно превышает расходы на образование, здравоохранение и срочные меры борьбы с изменением климата. Далеко не случайно эти протесты вспыхнули в странах, которые находятся в зоне особого климатического риска.

Во многих случаях протесты были спровоцированы объявлением о новых мерах, которые усугубляли экономические проблемы молодежи – будь это регрессивные налоги в Кении, несправедливое распределение рабочих мест в Бангладеш или рост стоимости жизни в Нигерии. Однако эти решения лишь подожгли фитиль у пороховой бочки обид, копившихся десятилетиями. Молодежь отчаялась не только из-за отсутствия экономических перспектив, но и из-за алчности властей, жестокости государства, общего непонимания их нужд. Статус-кво их больше не устраивает. Они хотят уничтожить старые порядки и перестроить политическую систему.

Впрочем, такие изменения даются нелегко, и они не гарантированы. Десять лет назад в арабском мире вспыхнули молодёжные восстания, свергавшие диктаторов и пробудившие надежды на более справедливый порядок. Чтобы не повторять прежние неудачи, нужно быстро пользоваться открывающимися возможностями – и очень аккуратно избегать опасностей.

https://prosyn.org/uJI1QfHru