Renminbi bank notes Si Wei/Xinhua via ZUMA Wire

Как снижение процентных ставок в США влияет на Китай

ГОНКОНГ – В сентябре Федеральный резерв США начал первый за четыре с лишним года цикл смягчения монетарной политики. Благодаря снижению на 50 базисных пунктов ставка по федеральным фондам опустилась с 20-летнего максимума (5,3%) в диапазон 4,75-5%. Это хорошая новость для Китая, у которого появилось намного больше пространства для стимулирования экономики.

Вплоть до сентябрьского снижения ставки монетарная политика в США и Китае двигалась в совершенно разных направлениях. Начиная с середины 2022 года, Федеральный резерв десять раз повышал ключевую процентную ставку, а Народный банк Китая (НБК) за это время снизил ключевую ставку (ставка по семидневным операциям обратного репо) с 2,1% до 1,7%.

НБК смягчил бы монетарную политику ещё сильнее, если бы не разница в процентных ставках с США, которая вызвала девальвацию юаня к доллару США и подавляла цены на китайские активы. Наряду с общим дефляционным трендом, усилением геополитической напряжённости и снижением темпов роста численности населения, всё это способствовало оттоку капиталов, достигшего ошеломляющих масштабов за последние три года – $787,8 млрд.

В результате усугублялась ситуация в проблемном секторе недвижимости Китая, на долю которого приходится около 70% богатства домохозяйств и примерно 30% ВВП (для сравнения: в США эта доля равна 14% ВВП). В июле было зафиксировано самое сильное падение цен на новое жильё за девять лет, так что средние цены оказались на 30% ниже пикового уровня 2021 года. Согласно оценкам агентства Bloomberg, каждое снижение цен на жильё в Китае на 5% приводит к исчезновению богатства на сумму около 19 трлн юаней ($2,7 трлн).

Негативное влияние падающих цен в секторе недвижимости на доходы и богатство усугублялось снижением котировок акций. В середине сентября 2024 года индекс Shanghai Composite был примерно на 30% ниже пикового уровня 2021 года. Все эти факторы не способствовали росту внутреннего потребления.

Да, высокие процентные ставки в США вредили и американскому рынку недвижимости. Однако с точки зрения богатства домохозяйств этот негативный эффект нивелировался бурным ростом на фондовом рынке. С конца 2022 года по июнь 2024 года капитализация фондового рынка США увеличилась с $40,5 трлн до $55,3 трлн, при этом одна только «великолепная семёрка» технокомпаний увеличила богатство американских домохозяйств на $9 трлн.

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible
PS_Quarterly_Q3-24_1333x1000_No-Text

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible

The newest issue of our magazine, PS Quarterly: The Climate Crucible, is here. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Premium now.

Subscribe Now

Бум на фондовом рынке США не только поддерживал потребление домохозяйств, а также занятость, но и усиливал инфляцию, из-за чего Федеральный резерв неоднократно откладывал снижение ставок. Впрочем, он не мог вечно держать ставки на высоком уровне, в том числе и потому, что это приводило к росту платежей по госдолгу США, равному сейчас $35,32 трлн.

Конечно, это проблема не только для правительства США. У многих стран значительная часть долга номинирована в долларах, причём настолько большая, что повышение процентных ставок в США традиционно приводит к снижению темпов роста во всей мировой экономике. В течение последних двух лет многие развивающиеся страны девальвировали валюту, лишь бы не рисковать замедлением темпов роста экономики из-за повышения внутренних процентных ставок. В результате усилилось дефляционное давление.

Только что начатый ФРС цикл монетарного смягчения должен привести к снижению бремени долговых платежей и увеличению ликвидности, а значит, страны смогут теперь снижать ставки, не опасаясь чрезмерного оттока капиталов. Китай утвердил смелый пакет монетарного стимулирования всего за два дня до решения ФРС.

НБК снизил коэффициент обязательного резервирования для банков на 50 базисных пунктов, снизил ключевую процентную ставку и ставку по постоянной кредитной линии (SLF) на 20 базисных пунктов, а также снизил ставки по ипотеке и минимальный размер первого взноса. Кроме того, в Китае появились новые инструменты поддержки фондового рынка. Программа свопов обеспечит прошедшим отбор фондами и страховым компаниям доступ к сумме не менее 500 млрд юаней для покупки акций. А сумма до 300 млрд юаней в виде дешёвых кредитов НБК достанется коммерческим банкам, чтобы они могли профинансировать покупку и обратный выкуп акций другими организациями.

Китай также расширил пилотную программу увеличения паевых инвестиций управляющими компаниями и призвал среднесрочные и долгосрочные инвестфонды (например, фонды соцобеспечения) выйти на рынок, чтобы поддержать котировки акций. На сентябрьском заседании политбюро Компартии Китая подчеркивалось решительное желание правительства восстановить уверенность в частном секторе и стабилизировать макроэкономику.

После обнародования амбициозного пакета правительственных мер основные фондовые индексы Китая резко пошли вверх: композитный индекс Шэньчжэньской фондовой биржи вырос на 29,2%, индекс Shanghai Composite – на 20,4%, а индекс Hang Seng Гонконгской фондовой биржи – на 13,8% (самый сильный рост с 2008 года). Всё это благоприятно для китайского перехода к модели экономического роста, опирающегося на внутреннее потребление, а не на экспорт.

Хотя Китай сейчас борется с дефляцией, руководство страны колебалось с одобрением значимых мер стимулирования. Оно не забыло уроки стимулов 2009 года: чрезмерная кредитная экспансия может привести к серьёзным рискам просрочки по кредитам и избыточного строительства. Начатый ФРС цикл монетарного смягчения (и сопутствующие ему благоприятные внешние условия) открывает возможность для борьбы с дефляцией и для восстановления уверенности на внутреннем рынке. Это позволяет купить время для проведения структурных реформ, особенно на рынке недвижимости. К счастью, руководство Китая готово воспользоваться этим шансом.

https://prosyn.org/gpYuqaVru