bkelly1_VCGVCG via Getty Images_chinaelectricvehicleexport VCG via Getty Images

При Трампе усилятся мировые противоречия из-за перепроизводства в Китае

НЬЮ-ЙОРК – Угрозы Дональда Трампа, избранного президентом США, повысить пошлины на импорт, скорее всего, будут доминировать в новостях в ближайшее время. Но гораздо более важной и фундаментальной проблемой для мировой экономики и торговой системы в предстоящие годы останется избыток промышленных мощностей в Китае. Учитывая введение новых пошлин развитыми и развивающимися странами, а также ответные действия Китая и его политику макроэкономического стимулирования, сегодня можно лучше понять, как именно будет развиваться ситуация в ближайшие несколько лет, а также её серьёзные геополитические последствия.

29 октября, то есть через месяц после вступления в силу американских пошлин, нацеленных против перепроизводства в Китае, Еврокомиссия ввела собственные пошлины на китайские электромобили. Эти шаги привлекли значительное внимание прессы, но она почти не заметила недавнюю жалобу, поданную Китаем во Всемирную торговую организацию (ВТО) из-за турецких пошлин на электромобили. Этот случай показывает, что Китай не способен удержать крупные развивающиеся страны от повторения шагов развитых стран.

Тем временем резкий рост объёмов китайского производства в зарубежных странах меняет мировую экономику и роль Китая в ней. Новый китайский план стимулирования показывает, что, хотя правительство знает о слабости внутреннего спроса, оно не ставит перед собой задачу макроэкономической ребалансировки. Политика, которая привела к перепроизводству в Китае (и к усилению торговых противоречий), вероятно, сохранится.

Хотя американо-китайская торговая война, наверное, снова выйдет на первый план из-за обещания Трампа ввести 60%-ые пошлины на импорт из Китая, именно перепроизводство в Китае будет сильнее всего сказываться на других экономически крупных странах. Судя по структурным тенденциям, на Евросоюз ляжет основная тяжесть нового китайского шока, а также последующих торговых противоречий. В эскалации торгового конфликта между Европой и Китаем введение пошлин на электромобили (которые, кстати, вызвали возражения со стороны ряда стран ЕС) может оказаться лишь первым залпом.

В ответ на это давление китайские экспортеры переключились на развивающиеся страны: в 2023 году на их долю пришлось более 50% китайского экспорта. Ожидается, что эта тенденция сохранится, что ещё больше увеличит дефицит крупнейших развивающихся стран в торговле с Китаем. Но хотя этим странам выгодны дешёвые товары и прямые инвестиции из Китая, они недовольны ограничением доступа к китайским рынкам, ведь это ставит под угрозу их собственные промышленные амбиции.

Новые американские пошлины на китайский импорт (Трамп обещает также ввести пошлины в размере 10–20% на весь импорт из всех стран) ускорят переориентацию китайских экспортёров на развивающиеся страны и ЕС. Тем самым в этих странах усилится обеспокоенность по поводу «нерыночного перепроизводства» в Китае и торговых дисбалансов.

Winter Sale: Save 40% on a new PS subscription
PS_Sales_Winter_1333x1000 AI

Winter Sale: Save 40% on a new PS subscription

At a time of escalating global turmoil, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided.

Subscribe to Digital or Digital Plus now to secure your discount.

Subscribe Now

Хотя термин «нерыночное перепроизводство» далёк от совершенства, в нём находят отражение три взаимосвязанные экономические силы. Во-первых, своей промышленной политикой Китай помогает стратегическим отраслям и стимулируют импортозамещение, систематически сокращая зарубежный импорт во многих отраслях. Во-вторых, постоянный макроэкономический дисбаланс ослабляет внутренний спрос и способствует возникновению огромного внешнеторгового профицита у Китая. Наконец, мировая экономика крайне зависима от китайских производственных цепочек, что повышает риск сбоев и экономического принуждения.

Китай ужесточает экспортный контроль, особенно над критически важными сырьевыми материалами, чьи мировые поставки он фактически контролирует, что подчеркивает риски, возникающие из-за этой зависимости. Иногда говорят, что нужно срочно бороться с изменением климата, поэтому перепроизводство в ключевых зелёных отраслях не является чем-то плохим. Однако этот аргумент звучал бы убедительней, если бы Китай разрешал честно конкурировать в других отраслях и не ставил бы под угрозу иностранный доступ к ключевым сырьевым материалам чистой энергетики, например, графиту.

С помощью публичных заявлений, многостороннего взаимодействия и целевых пошлин США и ЕС способствовали столь необходимому осознанию проблемы китайского промышленного перепроизводства и начали её решать до того, как она начала разрушать экономику и общество. Радуют первые признаки сворачивания китайскими фирмами своих экспансионистских планов – из-за слабого внутреннего спроса и из-за возросших трудностей с экспортом избыточной продукции на международные рынки. Вполне ожидаемо китайские власти, как правило, отрицают эту проблему на публике, но внешнее давление заставило их обратить на неё внимание.

Для решения сложных глобальных проблем, возникших из-за перепроизводства в Китае, потребуются дополнительные торговые ограничения и инновационные политические инструменты. Скорость, с которой страны «Большой семёрки» смогли достичь консенсуса по этому вопросу, говорит о вероятности продолжения скоординированных действиях в дальнейшем. По мере ужесточения ограничений ЕС, США, Японии и Индии в отношении китайских товаров, поставляемых через третьи страны, импорт из Китая, скорее всего, начнут подвергать более тщательной проверке с точки зрения национальной безопасности, экологии и условий труда. А диверсификация производственных цепочек, которая пока что находится на ранних стадиях, откроет большие экономические возможности в других развивающихся странах.

Первичной реакцией Китая на все эти проблемы стало увеличение прямых иностранных инвестиций, которые его торговые партнёры в целом приветствуют. Ряд правительств развивающихся стран даже снизили пошлины для китайских производителей электромобилей, которые открывают промышленные объекты на их территории. Но возникают сомнения в масштабируемости и эффективности такого подхода. Как сообщается, китайские власти хотят ограничить запланированные инвестиции в производство электромобилей и аккумуляторов в Европе. А в Таиланде китайских производителей электромобилей критикуют за отказ работать с местными поставщиками.

Если говорить шире, нереалистично ожидать от китайских фирм, что они построят крупные производственные мощности во всех странах, являющихся их ключевыми торговыми партнёрами. Из-за слабости рынка труда в Китае власти, возможно, будут реже разрешать перенос промышленных рабочих мест за границу. Агентство Bloomberg в сентябре сообщало, что Китай рекомендовал автопроизводителям не допускать переноса ряда технологий и мощностей по производству электромобилей за рубеж.

Недавний переход Китая к политике стабилизации, призванной поддержать отечественную экономику и рынки, стал запоздалой реакцией на слабость внутреннего спроса и низкий уровень уверенности. Но государственные меры стимулирования потребления, необходимого для устойчивого долгосрочного роста экономики, ограничиваются лишь увеличением финансирования программ замены бытовой техники и снижением ипотечных процентных ставок. Стабилизация сектора недвижимости могла бы повысить уверенность домохозяйств, но правительство не демонстрирует особой готовности выделять необходимые ресурсы.

Решение проблемы перепроизводства в Китае потребует ребалансировки экономики и пересмотра промышленной политики. Хотя окологосударственные экономисты активно обсуждают инновационные подходы, китайское руководство продолжает противиться необходимым реформам. Впрочем, на фоне повышения пошлин и эскалации геополитической напряжённости, усугубляющих замедление экономики Китая, им рано или поздно придётся заняться решением этих структурных проблем.

https://prosyn.org/nVniXrYru