asadullah16_ MUNIR UZ ZAMANAFP via Getty Images_bangladesh MUNIR UZ ZAMAN/AFP via Getty Images

Арабская весна для Бангладеш?

ДАККА – Правительство Бангладеш уже несколько недель жестоко подавляет протесты студентов, которые требуют равного доступа к заветным рабочим местам в госсекторе на фоне кризиса безработицы. Для обуздания протестов власти закрыли все вузы, ввели строгий комендантский час и отключили интернет. Тысячи полицейских и военных патрулируют улицы, погибли более 170 человек.

Беспорядки в одной из самых густонаселенных и перспективных развивающихся стран Азии, добившейся значительного прогресса в развитии и политической стабилизации за полвека, которые прошли после обретения независимости, начались не на пустом месте. Молодёжный бунт в Бангладеш, напоминающий об Арабской весне, показывает, что коррупция, кумовство и неравенство нередко сопровождают рост ВВП, особенно под властью режима усиливающегося авторитаризма.

Партия премьер-министра Бангладеш Шейх Хасины «Авами Лиг», пришедшая к власти в 2009 году, не выполняет обещание создавать рабочие места. Да, численность работников госсектора в Бангладеш увеличилась за последние 20 лет, при этом зарплаты госслужащих стабильно растут, а их соцпакет улучшается. Однако доступ к этим рабочим местам стал политическим вопросом. И поэтому негласный общественный договор, согласно которому молодежь сохраняется покорность, пока власти обеспечивают её рабочими местами и сдерживают темпы роста стоимости жизни, оказался нарушен.

Рынку труда Бангладеш нужно интегрировать миллионы безработных и частично занятых молодых людей. Сегодня более трети всех выпускников университетов остаются без работы в течение года или двух после окончания учёбы. Более того, примерно 40% молодежи Бангладеш (вдвое больше, чем в среднем по миру) нигде не учатся, не работают и не проходят профподготовку. К сожалению, занятость в частном секторе стагнирует, а темпы роста зарплат в стране замедлились, усиливая спрос на выгодные должности в госсекторе.

Впрочем, реальная проблема – это государственная система квот на рабочие места. Эта система была введена в 1972 году и с тех пор несколько раз менялась. В 1997 году правительство Хасины (это был её первый срок у власти) начало резервировать рабочие места за детьми борцов за свободу, участвовавших в войне за независимость 1971 года. В 2010 году эта привилегия была расширена на их внуков. К 2018 году 30% рабочих мест были зарезервированы за семьями борцов за свободу, ещё 10% – за женщинами, 10% – за жителями неблагополучных районов, 5% – за этническими меньшинствами и 1% – за инвалидами. В том же году – после массовых студенческих протестов – правительство полностью отменило эти квоты.

Однако в июне 2024 года Верховный суд страны восстановил спорную систему рабочих квот, спровоцировав массовые протесты. В университете Дакки демонстрации начались 1 июля, а затем они распространились по всей стране. Протестующие студенты потребовали реформы правила о 30%-ной квоте для потомков борцов за свободу. Это правило использовалось, прежде всего, для вознаграждения сторонников партии «Авами Лиг». Тысячи этих «героев войны» подделывали соответствующие сертификаты, при этом около 11 тысяч человек, включая мэров, законодателей, высокопоставленных госслужащих и связанных с ними лиц, были включены в официальный список борцов за свободу только в последние годы.

PS Events: Climate Week NYC 2024
image (24)

PS Events: Climate Week NYC 2024

Project Syndicate is returning to Climate Week NYC with an even more expansive program. Join us live on September 22 as we welcome speakers from around the world at our studio in Manhattan to address critical dimensions of the climate debate.

Register Now

Молодые женщины стали движущей силой протестов, несмотря на жёсткую реакцию правящей партии. Это объясняется нарастающим экономическим недовольством девушек и женщин Бангладеш, которые добились значительных успехов в обучении за последние десятилетия, но их перспективы трудоустройства по-прежнему ограничены. В городских районах уровень участия женщин в экономической деятельности снизился с 34,5% в 2010 году до 31% в 2016 и 2017 годах. Новейшие данные Всемирного банка подтверждают, что ситуация ухудшается: в городах безработица среди женщин выше (9,6%), чем среди мужчин (3,8%), а у молодых женщин в возрасте 15-24 лет уровень безработицы самый высокий (16,5%) – он вдвое выше, чем у мужчин той же возрастной группы. Даже в секторе экспорта готовой одежды доля работниц снижается.

Уже 21 июля Верховный суд спешно отменил решение нижестоящего суда, постановив, что 93% рабочих мест в госсекторе должны распределяться в соответствии с заслугами кандидатов. Но хотя это решение сокращает масштабы системы квотирования и принесло стране некое умиротворение, оно не устраняет глубоко укоренившееся кумовство, ставшее отличительной чертой правления партии «Авами Лиг». Государственные органы, включая судебную систему, ослаблены; способность властей проводить важнейшие реформы уменьшилась; экономика выглядит всё более хрупкой. Рост стоимости жизни и безудержная коррупция сотрудников Комиссии по вопросам госслужбы, которая отвечает за найм госслужащих, усиливают общее недовольство в обществе.

Несмотря на временное затишье, молодёжные протесты ещё могут перерасти в более широкое антиправительственное движение. Видеозапись убийства полицейскими безоружного студента (оно было совершено при свете дня) травмировала страну, подорвав доверие к правоохранительным органам. Именно их многие считают бенефициарами системы квот. Однако никаких публичных извинений за злоупотребления силовиков не последовало.

Кроме того, отсутствие реального народного мандата (в январе Хасина была переизбрана на четвёртый срок подряд на выборах, которые большинство оппозиционных партий Бангладеш бойкотировали как фарс) вынуждает премьер-министра ужесточать контроль над обществом. В кабинете правящей партии мало кто способен выступить в роли честного посредника, который восстановит доверие и отношения с протестующими. И есть мнение, что, прибегнув к жестоким репрессиям, правительство, возможно, исчерпало варианты сохранения власти.

Всё это свидетельствует о том, что нынешнее протестное движение может стать поворотным моментом для Бангладеш, ускорив возврат к электоральной демократии. Это было бы полезно для государства, которое готовится расстаться со статусом «наименее развитой страны» уже в 2026 году.

Впрочем, как показала Арабская весна 2011 года, массовые восстания против авторитарных лидеров не всегда оказываются успешны, а провал революций может привести к усилению репрессий и к политической нестабильности. Дестабилизация Бангладеш может привести к ряду важных последствий для региона: осложнятся усилия по урегулированию гуманитарного кризиса рохинджа в Мьянме, Бангладеш будет сближаться с Китаем, окажется нарушена торговля Индии с её изолированными штатами на северо-востоке.

У Бангладеш богатая история молодежных протестов. Они сыграли ключевую роль в формировании фундамента для обретения страной независимости в 1971 году. Нынешний раунд массовых демонстраций показывает, что молодые бангладешцы могут – в очередной раз – помочь стране проложить демократический курс и достичь устойчивого роста экономики.

https://prosyn.org/dXSSRX3ru