tmasiyiwa1_WILFRED KAJESEAFP via Getty Images_remittances WILFRED KAJESE/AFP via Getty Images

Как Африка может извлечь максимальную выгоду из финансов диаспоры

ЛОНДОН – Африканская диаспора является крупнейшим спонсором перемен на континенте. Поскольку денежные переводы носят неформальный характер, часто не отражаются в отчетах и имеют узкую направленность, на них обычно не обращают внимания. Но их масштабы огромны и поддерживаются решительным стремлением африканцев из диаспоры улучшить положение членов своих семей и общин, которые они любят. Официальным дарителям вроде меня следует не только извлечь из этого уроки, но и искать возможности сотрудничества с диаспорой для усиления влияния ее членов.

В 2022 году 160 миллионов африканцев, живущих за пределами континента, отправили домой денежные переводы на сумму более 95 миллиардов долларов. Из этой суммы около 53 миллиардов долларов было направлено в страны Черной Африки, причем основными направлениями стали Нигерия, Гана, Кения и Зимбабве. Это сопоставимо с 30 миллиардами долларов прямых иностранных инвестиций и всего лишь 29 миллиардами долларов официальной помощи развитию стран Черной Африки.

Примечательно, что в прошлом году ПИИ и помощь сократились, поскольку глобальные проблемы, такие как рост инфляции и война в Украине, заставили доноров сократить или перенаправить свои пожертвования. Однако денежные переводы выросли по тем же причинам: африканцы в диаспоре знали, что их семьи и общины сталкиваются с проблемой отсутствия продовольственной безопасности, а также со стихийными бедствиями, такими как наводнения и сильная засуха.

После обеспечения семей продовольствием, денежные переводы используются главным образом для покрытия расходов на здравоохранение и образование. И это не случайно: инвестиции в здравоохранение и образование являются наилучшим способом вывести людей на путь процветания. К сожалению, африканские страны по-прежнему испытывают огромный дефицит финансирования развития человеческого капитала.

Дефицит финансирования здравоохранения в Африке составляет не менее 66 миллиардов долларов. Что касается достижения Целей устойчивого развития по обеспечению всеобщего дошкольного, начального и среднего образования к 2030 году, то дефицит финансирования стран Черной Африки составляет в среднем 70 миллиардов долларов в год. Денежные переводы не смогут закрыть эти пробелы, но они могут пойти дальше.

Члены африканской диаспоры часто делились со мной своим желанием расширить сферу своей благотворительности за пределы ближайших родственников или общины. Проблема, по их словам, заключается в том, что они не знают, каким местным организациям можно доверять. Именно поэтому авторитетные субъекты должны связывать диаспору с общественными организациями, которые нуждаются в поддержке и заслуживают ее.

Introductory Offer: Save 30% on PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Introductory Offer: Save 30% on PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Как и представители диаспоры, руководители общественных организаций в Африке часто руководствуются любовью к своим общинам и глубокой приверженностью к стимулированию долгосрочных перемен. Во многом благодаря этому стремлению они умеют эффективно использовать ограниченные ресурсы для достижения впечатляющих результатов.

Но при большем финансировании, общественные организации могли бы сделать еще больше. В настоящее время им зачастую не хватает знаний и навыков для эффективного сбора средств или отчетности – недостаток, который существенно ограничивает их возможности по привлечению средств от структурированных благотворительных организаций. Недавно созданный фонд “Masana wa Afrika”, спонсором и членом правления которого я являюсь, стремится помочь организациям преодолеть это слабое место, путем предоставления им небольших грантов и индивидуальной поддержки.

Необходимо прилагать больше усилий такого рода. Мы знаем, что общественные организации, которые мы поддерживаем, заслуживают доверия и участвуют в чрезвычайно важной работе: от поддержки детей-инвалидов в Лесото до обеспечения жизненно необходимого детского питания в Уганде. Что, если – через “Masana wa Afrik” или подобную организацию – члены африканской диаспоры смогут узнавать о таких организациях и оказывать им прямую поддержку?

Преимущества такого подхода выходят за пределы тех сообществ, которым он непосредственно адресован. Если диаспора будет активнее финансировать экономически эффективные общественные проекты на уровне общин, то крупные спонсоры и структурированные благотворительные организации смогут сосредоточить свое внимание и ресурсы на решении более масштабных проблем, таких как искоренение забытых тропических заболеваний, устранение гендерного разрыва и повышение продовольственной безопасности.

Однако для того, чтобы по-настоящему увеличить отдачу от денежных переводов, необходимо больше данных. Одна из причин, почему пожертвования диаспоры так долго игнорировались, заключается в том, что практически нет конкретных данных о притоках пожертвований и их воздействии. У нас есть данные об общем объеме средств, отправляемых в те или иные страны. Но у нас нет полной картины объемов, предпочтительных каналов и частоты переводов.

Хорошей новостью является то, что Всемирный банк уже работает над заполнением пробелов в данных о поступающих денежных переводах. Однако по-прежнему необходимы более надежные способы отслеживания и измерения влияния денежных переводов на жизнь общин. Задача состоит том, чтобы найти пути для сбора, обобщения и обмена историями людей – о детях, получивших образование, приобретенных лекарствах и посевах культур, выращенных благодаря пожертвованиям диаспоры – в такой форме, которая могла бы послужить ориентиром для принятия решений.

Возможно, пожертвования африканской диаспоры не имеют той структуры и формальности, которая присуща традиционной филантропии, однако они играют важную роль в избавлении людей от нищеты и бедности, и содействии процветанию общества. Более того, учитывая личные мотивы, которыми руководствуется диаспора, ее финансирование является поддержкой, на которую люди могут рассчитывать. Если благотворительные организации возьмут на себя обязательство усилить свое влияние, нас может поразить то, чего мы сможем достичь.

https://prosyn.org/jWDA9gnru