janeway8_AcmePhotoQuestGetty Images_tafthartley Acme/PhotoQuest/Getty Images

Взлет и падение общественно-полезной корпорации

КЕМБРИДЖ – В своей новой книге “Slouching towards Utopia” экономист Дж. Брэдфорд Делонг справедливо отмечает, что начиная с 1870 года “промышленная исследовательская лаборатория и современная корпорация” стали ключом к радикальному увеличению темпов научно-технических инноваций и таким образом, экономическому росту. Делонг также называет Детройтский договор, знаковое соглашение 1950 года между General Motors и United Auto Workers, стержнем послевоенной социал-демократии в американском стиле. Но что случилось с корпорациями-гигантами, которые разблокировали десятилетия роста, спонсируя медицинское страхование и пенсии для своих сотрудников?

Поскольку в конце девятнадцатого века научные открытия вытеснили механическую суету в качестве основы для экономически значимых инноваций, необходимое финансирование исследований было обеспечено корпорациями, которые породила Вторая промышленная революция (сталь, железные дороги, массовое производство). В своей книге «Technology and the Pursuit of Economic Growth, Дэвид Мовери и Натан Розенберг пишут, “в таких фирмах, как “American Telephone & Telegraph”, “ General Electric ”, “U.S. Steel” или “DuPont”, создание сильного центрального офиса было тесно связано с созданием или значительным расширением центрального исследовательского центра”.

Направляя свою монопольную прибыль на научные исследования и разработку технологических приложений, эти корпорации не только расширяли свою рыночную власть, но и служили более масштабной социальной цели. До Второй мировой войны эта цель не была достигнута правительством США, которое, начиная с администрации Линкольна, предоставляло федеральную поддержку исследованиям только в сельскохозяйственном секторе. К 1940 году правительство США выделяло на исследования в области сельского хозяйства больше средств, чем всем составляющим органам, входившим послевоенное Министерство обороны.

https://prosyn.org/CD5NrEoru