roach118_Artur WidakNurPhoto via Getty Images_currency Artur Widak/NurPhoto via Getty Images

От американской исключительности к европейской

НЬЮ-ХЕЙВЕН – Вот такие жёсткие слова из заголовка этой статьи придётся проглотить убеждённым евроскептикам. Как и многие, я долго время критически оценивал Экономический и валютный союз ЕС (сокращённо EMU), считая эту валютную зону дисфункциональной. Несмотря на наличие сильного политического стремления к европейской унификации как антидоту столетию войн и ужасающего кровопролития, конструкции EMU всегда не хватало критически важной третьей опоры – бюджетного союза.

Теперь это уже не так. Достигнутое 21 июля историческое соглашение о фонде восстановления экономики ЕС в размере 750 млрд евро ($868 млрд), который получил название «Следующее поколение ЕС», радикально изменило ситуацию, причём с серьёзными, долгосрочными последствиями как для переоценённого доллара США, так и для недооценённого евро.

В отличие от США, которые явно упускают возможности, открывающиеся благодаря эпическому кризису Covid-19, Европа оказалась на высоте – и уже не в первый раз. В июле 2012 года, в разгар казавшегося фатальным кризиса суверенных долгов тогдашний председатель ЕЦБ Марио Драги поклялся сделать «всё, чего бы это ни стоило», чтобы защитить столкнувшую с трудностями евровалюту. Это обещание укрепило авторитет Европейского центрального банка как непоколебимого стража единой валюты, но оно никак не помогало решить более крупную задачу: частичный отказ от национального суверенитета ради общеевропейского механизма бюджетных трансфертов.

https://prosyn.org/2j00C8oru